Раскинулись сети широко, или Малый бизнес с камнем на шее

Озабоченность местного бизнес-сообщества вызвали неутихающие слухи о том, что в Переславле вслед за «Дикси», «Магнитами», «Пятерочками»» планирует открыться еще один крупный сетевик — «Ашан». И место якобы уже определено — на шестом микрорайоне, напротив магазина «Апельсин», на месте площадки для выгула собак. Эта информация прозвучала и из уст областного уполномоченного по защите прав предпринимателей Альфира Бакирова на заседании круглого стола, который, по инициативе предпринимателей, собрала наша газета. А главной темой как раз и было — «засилье сетевиков».

На сегодняшний день очень остро стоит проблема монополизации рынков. Это, в частности, связано с экспансией в наш город федеральных сетевых проектов. Возможно, на первый взгляд, особенно на взгляд человека, не имеющего отношения к бизнесу, ничего страшного в этом нет. Люди, прежде всего, смотрят на ценник. А сетевики первое время усиленно демпингуют, завлекая покупателей акциями и распродажами. Но… Мы все должны понимать, что сетевые структуры созданы для получения прибыли и ни для чего больше. Все, что они сегодня делают (и весьма успешно), направлено на изымание денег из кармана покупателей и поставщиков. Что им сегодня нужно? Прежде всего — очистить поле от возможных конкурентов в виде мелкой и средней розницы. И мы можем констатировать, что в Переславле это успешно воплощается в жизнь — о закрытии своих магазинов открыто заявили уже многие предприниматели.

Вслед за закрытием небольших магазинов, как правило, начинают «сыпаться» смежные отрасли. Те, кто начинал с розничной торговли, открыли кафе, строительные фирмы, автосервисы, реализовывали другие проекты. Их деньги крутились. Сейчас все на грани краха.

Под ударом — мелкий пищепром, уничтожим малую розницу, «вымрут» и местные производители. Небольшой колбасный или пекарный цех не сможет работать с сетями. Во-первых, придется платить за вход «на полку», во-вторых, из-за жестких стандартов, которые предъявляются к качеству продукции, и огромных штрафов за срыв поставок. Эти штрафы могут разорить предпринимателя.

По всей стране местные производители реализуют свой товар через малоформатную розницу. А если ее не будет?

— Сегодня проблема взаимоотношений с сетями — в числе первых при обсуждении на всех встречах с предпринимательским сообществом региона, — отметил бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров. — Примерный объем выручки местных магазинов, которые работают в основном в формате «шаговой доступности», известен. Исходя из этого, предприниматели строят планы по развитию своего бизнеса, но их в одночасье перечеркивает приход в город нового крупного игрока.

У американцев в свое время был печальный опыт. Когда самая большая и агрессивная в мире сеть магазинов — WallMart — двинулась по маленьким американским городам, люди столкнулись с очень неприятной вещью — строится гипермаркет, и город экономически умирает. Исчезает мелкая розница, а дальше, как костяшки домино, начинают «сыпаться» все, кто был рядом. Разоряется парикмахер, кондитер, частный врач… Американское правительство решило, что в маленьких городах крупным магазинам делать нечего.

В европейских странах, в частности, в Германии, Испании, по-своему защищают малый бизнес: по выходным дням на дверях всех супермаркетов — замки.

В России, к сожалению, законодательство и вся практика его применения заточены под интересы крупных торговых сетевых структур. Все понимают, что сети просто лоббируют свои интересы через законодательные органы. У малых предприятий такой возможности нет. Единственно, что они могут — собираться за круглым столом, чтобы донести до властей свою позицию и надеяться, что их услышат.

Согласно статье 18 закона №381, который регулирует торговую деятельность в Российской Федерации, исполнительная власть должна анализировать, просчитывать эффективность расширения присутствия сетевиков в муниципальном образовании. Однако этого у нас, похоже, никто не делает. Пока на просьбы поддержать малый бизнес и прекратить строительство сетевых магазинов администрация города не реагирует.

— Считаю, что при общероссийском падении производства на треть, муниципальные власти должны ценить каждого местного производителя и предпринимателя, помогать им, предоставляя определенные преференции. К примеру, снижая до минимума стоимость аренды муниципального имущества, — сказал Альфир Бакиров.

Несомненно, прежде чем «запускать» сетевиков на территорию, нужно учитывать мнение местных предпринимателей. Переславские бизнесмены являются существенным источником пополнения местного бюджета, они живут и работают здесь, создают рабочие места, платят налоги. Тогда как крупные сетевики, как правило, на территории города не зарегистрированы, а значит, налоговые отчисления проходят мимо городской казны. Кроме того, местные предприниматели традиционно являются основным ресурсом для реализации различных социально значимых проектов: будь то чествование ветеранов, оказание помощи детям-сиротам и многое другое. И они вправе рассчитывать на поддержку.

Думается, что в итоге мы все равно достигнем нужного баланса. Законы экономики и природы еще никто не отменял. Другой вопрос — когда это произойдет, и какую цену мы за это заплатим.

Татьяна Костина.

Author: Татьяна Костина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

9 − 5 =