Памятникам дали шанс…

Изменения в Закон «Об объектах культурного наследия народов России…» и в другие законодательные акты, затрагивающие памятники истории и культуры, вступили в силу 22 января. В первую очередь изменения коснулись структуры органов власти, отвечающих за сохранность памятников. Прослеживается построение четкой вертикали, когда федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия, будут подчинены такие же нижестоящие специализированные структуры. На региональном уровне возможны два варианта: например, создание отдельного департамента в составе областного правительства или возникновения областного подразделения федеральной структуры.

 

 Отдельный орган?

В некоторых регионах страны областные администрации еще в прошлом году заложили в бюджет средства на исполнение требований федерального закона. В нашей области об этом не позаботились.

Отметим, что в одном из своих комментариев на эту тему, директор Департамента культуры Ярославской области Марина Васильева упомянула о консультациях с Министерством культуры по вопросу создания отдельной структуры. А пока что Комитет историко-культурного наследия продолжает существовать в структуре Департамента культуры.

Первая реакция — опять наши прошляпили и теперь будут догонять уходящий поезд. А в это время специалисты комитета, многие годы занимающегося памятниками на территории Ярославской области, находятся в полном неведении относительно своей дальнейшей судьбы. Часть функций, например, оформление охранных обязательств, выдачу заданий и разрешений на проведение работ, комитет прекратил осуществлять еще с 22 января текущего года.

Все с нетерпением ждут 17 февраля, когда состоится заседание Ярославской областной Думы. Правда, в повестке дня нет вопроса о создании отдельной структуры по памятникам, но есть надежда, что речь об этом все-таки зайдет. У людей, знакомых с областным бюджетом, есть мнение, что новая структура, отвечающая за сохранность памятников, все-таки будет создана как территориальное подразделение федерального органа, куда и перейдет нынешний комитет историко-культурного наследия. Возможно, потому-то данный вопрос умышленно и не рассматривался при формировании областного бюджета на 2015 год. В этом случае область если не сэкономит, то, по крайней мере, не понесет дополнительных затрат.

 О храмах

В Законе появились статьи, уточняющие действие 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения…»: теперь обязанность по сохранению имущества, полученного в пользование, возложено на тех, кому оно передано. До этого, Церковь, получая в долгосрочное пользование объекты-памятники, формально могла требовать с их номинального владельца нести финансовые затраты на его содержание из бюджета. Видимо, именно по этой причине лишь один монастырь в нашей области был передан в собственность РПЦ — остальные попросили в пользование.

С другой стороны — законодатель предусмотрел возможность оказывать помощь из бюджетов всех уровней на реставрацию и другие мероприятия по сохранению памятников религиозного назначения. Но это распространяется лишь на те объекты культурного наследия, что находятся в собственности у религиозных организаций.

И еще новшество: обязательным условием для помещений, где хранятся свечи и лампадное масло, должны быть оборудованы с учетом требований противопожарной безопасности.

 О гражданских постройках

Памятники, находящиеся в государственной собственности, тоже могут передаваться на безвозмездной основе. Но только организациям, уставной целью которых является сохранение объектов культурного наследия, детским общественным объединениям, общественным организациям инвалидов, благотворительным и религиозным организациям, общероссийским творческим союзам, а также государственным и муниципальным организациям культуры.

Ответственность за сохранность таких памятников возложена на безвозмездных пользователей. Вместо арендной платы они будут нести расходы на поддержание должного состояния памятников, не боясь обвинений в нецелевом использовании средств. Правда, если эти самые средства у них найдутся.

Заметим, что право граждан на доступ к культурным ценностям гарантирует возможность проводить научные исследования, культурно-просветительскую, образовательную и экскурсионную деятельность на объектах культурного наследия, правда с учетом их состояния. Доступ внутрь помещения может быть запрещен лишь в случае, когда интерьер объекта не является предметом охраны. В остальных случаях заходите и любуйтесь, но в установленное для этого время.

Интересно, как это будет реализовано, если, допустим, захочется полюбоваться печными изразцами и лепниной в военкомате, в зданиях районной администрации или в усадьбе Варенцовых, в которой сегодня расположен Национальный парк «Плещеево озеро»? За границей в таких зданиях, даже если они принадлежат частным лицам, определены особые экскурсионные часы для посещения.

 О многоквартирных домах

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах, являющихся объектом культурного наследия, теперь также обязаны выполнять требования по сохранению объектов  культурного наследия. Это значит, что возможны дополнительные расходы к уже имеющейся квартплате и взносам на капитальный ремонт. Думаю, это в первую очередь коснется старых домов на улице Ростовской и Народной площади.

По решению общего собрания собственников, выполнение работ, указанных в охранном обязательстве и направленных на поддержание памятника в надлежащем состоянии, можно поручить управляющей компании, ТСЖ или жилищному кооперативу.

Кстати, те же расходы теперь возложены и на граждан, занимающих жилые помещения в объектах культурного наследия по договорам социального найма. А вот за общедомовое имущество многоквартирного дома, находящегося в государственной или муниципальной собственности, отвечает наймодатель по договору социального найма. В нашем случае — это город.

 О рекламе на памятниках

Выделен в законе и вопрос размещения наружной рекламы на объектах культурного наследия и их территориях. В охранном обязательстве, с учетом наличия возможности и индивидуальных особенностей объекта, будут устанавливаться и условия размещения рекламы. И поскольку охранное обязательство выдается только уполномоченным федеральным органом охраны объектов культурного наследия, то другие нормативные акты, касающиеся рекламы на памятниках, должны быть приведены в соответствие с законом.

 Льготы

Для спасения объектов культурного наследия, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, на федеральном уровне предусмотрена такое новшество, как передача их в аренду по льготной цене на срок до 49 лет. Но с условием выполнения необходимых работ по сохранению объекта в срок, не превышающий 7 лет. Подобная мера может быть применена и к памятникам регионального и муниципального значения.

В связи с этим нововведением сразу вспомнился разрушающийся производственный корпус мануфактуры Темериных, на который в этом году установили информационную доску, о том, что перед нами памятник федерального значения!

 Памятник за 1 рубль

Приватизация объектов культурного наследия допускается только при наличии охранного обязательства. В случае продажи на конкурсе, его условия должны предусматривать проведение работ по сохранению объекта. Упомянутые условия уже должны быть подготовлены на здания по адресам: ул. Комсомольская, 2 и ул. Плещеевская, 3, включенные в план приватизации на 2015 год и в плановый период 2016-2017 годов.

А если объект находится в неудовлетворительном состоянии, то соответствующий орган по управлению имуществом включает в пакет конкурсной документации еще и эскизный проект реставрации объекта. Обязанность подготовить такой проект возложена на местную администрацию или на территориальный орган, отвечающий за объекты культурного наследия.

Минимальная начальная цена для объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается в 1 рубль. Но при этом новый собственник обязан выполнить все условия конкурса в установленный срок и в полном объеме.

Больше всего под ценовую категорию в 1 рубль, по моему мнению, подходит расселенное здание по адресу площадь Комсомольская, 39. Уже который год оно ждет сноса, а средств на такую дорогостоящую операцию у города нет. Так может, вернуть ему статус памятника и продать за символическую цену? Так хоть налоги в бюджет пойдут.

Дополненный закон расширил понятие объекта культурного наследия. Он обязал создавать новые паспорта объекта; дал определение его территории, которая, кстати, может не совпадать с границами земельного участка и даже проходить по неразмежеванной земле; регламентировал сроки постановки объектов на кадастровый учет и внесения сведений о нем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество; установил требования к градостроительным регламентам; ввел требования по осуществлению хозяйственной деятельности на территории объекта культурного и археологического наследия.

И самое главное для нас, Переславского отделения Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры, как общественной организации, — новый закон еще раз подтвердил права общественных организаций в деле сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Очередное обращение, которое мы сегодня готовим — по поводу размещения на Городском валу, памятнике XII века, трансформаторной будки и электрической опоры.

Дмитрий Петропавловский, председатель Переславского Совета ВООПИиК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

один × три =