Хотели, как лучше, а получилось… как получилось

2019 год стал для жителей города и района историческим. На карте Ярославской области появилось новое муниципальное образование – городской округ город Переславль-Залесский, в который вошли собственно город и три поселения, входящие в Переславский район. Объединению предшествовали общественные слушания, на которых уважаемые жители города и района призывали граждан поддержать инициаторов объединения, были публично озвучены преимущества объединения и эффективность бюджетного управления при единой администрации. В частности, предполагалось, что на объединённой территории улучшится инвестиционный климат, возрастут объёмы торговли местной сельскохозяйственной продукции в городе, будет улучшено транспортное сообщение между Переславлем и населёнными пунктами района и много другое.

Соглашаясь на объединение, Общественные палаты города и района предложили: разработать новую структуру управления объединённой администрации, в том числе укрепить местную власть на территории бывших сельских поселений путём введения института старост в каждом из 310 населённых пунктах района, создать общественный совет старост. В числе рекомендаций — разработать Положение об оплате труда, чтобы размер заработной платы служащих зависел от уровня социально-экономического развития территории для мотивации их деятельности по увеличению собственных доходов городского бюджета и повышения доходов населения.

Прошло почти два года с момента подписания исторического документа об объединении и почти год, как городской округ живёт в новой реальности. Подводить итоги, конечно, рано, но ничто не мешает обсудить результаты административной реформы в первом приближении, оценить плюсы и минусы объединения, что и было сделано 27 июля на заседании Общественной палаты города. Оно прошло в формате круглого стола. В основу обсуждения лёг отчёт, который глава городского округа Валерий Астраханцев представил на заседании городской Думы в конце июня. В своём выступлении он сделал акцент на рекомендациях, которые были сформулированы Общественной палатой при объединении.

Управлять стало проще

Были сокращены 50 должностей, что позволило не только уменьшить расходы на содержание аппарата на 30 млн рублей, которые были направлены на развитие других структур, но и улучшилось управление сельскими территориями и городом.

Валерий Астраханцев отметил, что весь прошлый год шли поиски наиболее эффективных форм управления. Например, несколько МУПов, выполняющих одинаковые функции, были объединены в одно. Так, МУП «Теплосервис» занимается вопросами теплоснабжения на всей территории городского округа.

— Мы видим одни и те же проблемы и уже есть понимание, как их решать, — подчеркнул глава. — Многое уже сделано. Валерий Александрович напомнил, что как раз тогда, когда решался вопрос объединения, Ярославская генерирующая компания, которая занималась теплоснабжением в районе, в одностороннем порядке расторгла договор, в результате чего возникала тяжелейшая ситуация с организацией теплоснабжения в сельской местности. — Мы смогли вовремя объединить все ресурсы. В результате не только не оставили жителей без тепла, но и погасили долги за мазут. В настоящее время он составляет всего 18 млн рублей, которые будут погашены до конца лета.

Он отметил, что, только объединив в одних руках все ресурсы, городской округ смог выйти на программу 60+. В рамках этой программы будут реконструированы очистные в городе и сельских населённых пунктах с населением более тысячи человек, где имеется система центрального водоснабжения и водоотведения. В рамках модернизации объектов ЖКХ ведётся единая политика на всей территории, создана единая аварийная служба.

Что касается бюджета, то он вырос в целом на 174 млн рублей. В то же время при ликвидации поселений вылезли долги в размере 450 млн, которые копились на протяжении нескольких последних лет и тянули район в финансовую пропасть. На сегодня их осталось порядка 250 млн рублей.

— Что-то заплатили сами за счёт экономии, где-то помогла область, какие-то долги были реструктуризированы, — сказал глава.

Не виноватые мы

Разумеется, год — это слишком мало, чтобы выйти не то чтобы на положительные результаты, а хотя бы нивелировать трудности переходного периода. В более благополучной во всех отношениях Московской области на переход отводится три года. Однако трудно обойти вниманием скандальную ситуацию с «Рейтингом-76», в котором городской округ занял последнюю строчку. Хотя Валерий Александрович отметил, что по некоторым показателям городской округ занял вполне достойные места.

— На нижнюю строку мы скатились по сумме показателей из-за района, в том числе, за счёт таких показателей, как оснащение многоквартирных домов приборами учёта. У нас он составляет 41% только из-за города, — сказал глава и пояснил, что местные власти сознательно не настаивают на установке приборов в сельской местности, потому что оплата и установка прибора, а это 300-500 тыс. рублей, будет непосильной для жителей двухэтажек.

Другой ключевой показатель, из-за которого городской округ оказался на последнем месте, ввод жилья. Не секрет, что план по вводу жилья выполнялся в основном за счёт индивидуального строительства и наиболее привлекательным для инвесторов является Пригородное поселение. А сейчас там строить нельзя ничего.

Глава напомнил, что Правила землепользования и застройки Пригородного поселения как не были приняты до объединения, так и не приняты по сию пору, потому что вначале нужно принять Генплан, а это сложнейшая работа, требующая кучу согласований, а это время. Валерий Астраханцев заверил, что в настоящее время принятие Генплана вышло на стадию общественных слушаний, которые начнут проводиться в августе во всех 310 населённых пунктах. После этого будут утверждены Правила застройки и землепользования, без которых даже сарай невозможно построить, не то что жилой дом.

По образованию городской округ набрал мало баллов, по словам главы, по формальному признаку: в сельской местности во время обучения в режиме удалёнки «висли» школьные сайты. На учебном процессе это не сказалось, учащиеся пользовались другими информационными инструментами, а вот на рейтинге – самым печальным образом.

И, конечно, на рейтинге не мог не сказаться рост долгов за газ. Валерий Александрович отметил, что ситуация с беспрецедентным ростом долга тщательно анализировалась на нескольких комиссиях.

— В результате пришли к выводу, что это ни в коем случае не воровство и не чьё-то разгильдяйство, — сказал Валерий Астраханцев. — Имеется системная ошибка – в том, как платим, как выставляются счета. Свою лепту в рост долга внесли приборы учёта. В девятиэтажном доме по счётчику люди стали платить меньше на 700 тысяч рублей в год, в пятиэтажном — порядка 500 тысяч. Для жителей больших многоквартирных домов платить по прибору учёта выгодно, а у города растут долги. По мнению главы, необходимо пересмотреть тарифную политику. Тарифы должны быть экономически обоснованы и не вгонять городской округ в долговую яму.

Возвращаясь к теме заседания, Валерий Астраханцев отметил, что объединение и последняя строчка в рейтинге взаимосвязаны. Стояла задача – подтянуть сельские территории, а проблемы района оказались настолько глубокими, что потянули вниз городской округ, в чём, собственно, никто и не сомневался. — Но есть понимание, как решать проблемы, в каком направлении двигаться. Не хочется быть в последних строчках рейтинга, — признался Валерий Александрович.

В ЦРБ грядут перемены

По приглашению председателя Общественной палаты Ивана Анюховского в работе круглого стола принял участие главврач Переславской ЦРБ Кирилл Харчиков, который впервые выступил перед общественностью с докладом о текущем состоянии здравоохранения в городском округе и о планах развития районной больницы на ближайшую перспективу. Он рассказал об участии в национальном проекте по модернизации первичного звена здравоохранения, проведении капитального ремонта за счёт областного и собственного бюджетов, организации инфекционного отделения в бывшем детском стационаре, которое располагалось в пристройке к основному зданию больницы и по всем нормативам как нельзя лучше подходит для размещения коек для инфекционных больных. Он подчеркнул, что сохранён коечный фонд для лечения ковидных больных. Несмотря на отмену режима самоизоляции, медики городского округа находятся в состоянии боевой готовности.

Вместе с тем Кирилл Харчиков отметил, что, если с точки зрения материально-технического оснащения проблемы имеются, но они решаемы, то ситуация с кадрами остаётся сложной. Возникла она не вчера и решить её только на местном уровне невозможно. Выпускники медицинских вузов не желают работать в муниципальных медучреждениях ни при каких условиях. Кирилл Харчиков рассказал, что для привлечения кадров делается всё возможное. Только на оплату проживания медицинских сотрудников ЦРБ тратит порядка полутора миллионов рублей. Заработная плата у врачей, медсестёр и младшего персонала достойная (у тех, кто хочет работать, подчеркнул главный врач, поясняя появление в сетях расчётных листков заработной платы медиков с суммами, отличающимися от средних). При этом на объявление о вакансии специалиста с зарплатой в 120 тысяч рублей не откликнулся ни один человек, а из молодых специалистов, получивших направление Переславской ЦРБ в мединститут, мало кто возвращается. Кроме того, многие вообще не стали поступать по направлению. Программа «Земский доктор», по словам Кирилла Харчикова, в Переславском районе также себя не оправдала. Даже за миллион рублей молодой специалист не желает работать в сельской местности.

По его мнению, объединение города и района никак не сказалось на эффективности здравоохранения, так как медучреждения перешли в региональное подчинение уже много лет назад.

Кирилл Харчиков готов был рассказать ещё много интересного, но тема круглого стола была несколько иная, а потому было решено одно из заседаний Общественной палаты посвятить чисто медицинской теме.

Из городского округа — в муниципальный

Подводя итоги круглого стола, председатель Общественной палаты Иван Анюховский отметил, что, объединив территорию, необходимо сделать всё возможное, чтобы и сельский, и городской житель почувствовал преимущество этого преобразования.

— А это во многом зависит от исполнительной власти, — сказал Иван Филиппович. — Мы подготовили ряд предложений для администрации как на текущий год, так и на следующий.

В числе рекомендаций — публично подтвердить стратегическую целесообразность принятия закона Ярославской области от 13 июня 2018 № 22-з «Об объединении Нагорьевского, Пригородного и Рязанцевского сельских поселений, входящих в состав Переславского муниципального района, с городским округом город Переславль-Залесский».

Учитывая самую низкую оценку городского округа в итоговом рейтинге муниципальных образований Ярославской области за первое полугодие, Общественная палата выражает обеспокоенность качеством муниципального управления и организацией работы администрации в целом. А в связи с тем, что при образовании городского округа сельские жители лишились ряда льгот, Общественная палата просит главу проработать с региональным правительством вопрос о преобразовании городского округа в муниципальный с сохранением льгот для жителей сельских населённых пунктов.

Валерий Астраханцев сообщил, что преобразование городского округа в муниципальный — дело времени. И если городской округ — это достаточно высокий статус для территории, то муниципальный — ещё выше, поэтому подобное преобразование в интересах всего населения. Но торопиться с этим не следует, чтобы избежать досрочных выборов городской Думы и дать депутатам доработать до окончания срока их полномочий. Тем временем можно тщательно проработать нормативную базу, чтобы смена статуса прошла безболезненно.

Author: редакция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

19 + 10 =