Кому интересен Устав?

На прошлой неделе в администрации состоялись общественные слушания по внесению изменений в Устав города.

Жара ли тому стала причиной, либо людям совсем не интересны поправки в основной документ городского округа, а может быть, сказалась привычка к самоизоляции и люди не рискнули участвовать в общественном мероприятии, но в слушаниях приняли участие менее двух десятков человек, из которых только 16 ­ с правом голоса. Правда, в сетях были высказаны претензии к администрации ­ не проявили должного рвения, чтобы оповестить население о слушаниях по поправкам, как это было с голосованием по Конституции. Недостаточно, видимо, опубликовать на сайте администрации и в местной газете. Оказывается, надо было ещё во всех социальных сетях объявления разместить. Однако, все, кому было интересно, знали и о времени, и о месте заседания, иначе для кого бы один из участников слушаний вёл репортаж из зала заседаний? Судя по многочисленным комментариям по ходу заседания, ему внимало онлайн немалое количество зрителей. При этом комментарии касались не столько содержания вопросов, сколько качества звука, якобы докладчики себе под нос бормочут, и вообще администрация к слушаниям не готова. Но если бы интернет­пользователи оторвались от своих гаджетов и лично приняли участие в слушаниях, то сами бы убедились, что микрофоны работали исправно, а докладчик, начальник юридического отдела Елена Николаева, за последние двадцать лет не один раз представляла Устав города и изменения в него ­ знает своё дело. Так что с организацией слушаний всё было в порядке.

По информации Елены Николаевой, настоящие поправки вносятся в связи с необходимостью приведения Устава в соответствие с изменениями в действующее федеральное и областное законодательство, а также в связи с объединением города и района в единый городской округ. Хотя фактически одной большой семьёй мы живём уже больше года, до сих пор действует Устав, принятый в апреле 2017 года, в котором не отражены интересы жителей сельских территорий, не закреплены на законодательном уровне новые границы городского округа, а также полные и сокращённые наименования городского округа и органов местного самоуправления. Изменения касаются и структуры местного самоуправления с учётом объединения.

Как отметил председатель городской Думы Сергей Корниенко, в срок до 1 июля населению давалась возможность представить в депутатскую комиссию по законодательству свои поправки, некоторые граждане воспользовались своим правом. От группы переславцев поступило несколько поправок, касающихся местных выборов. Одной из поправок предлагалось многомандатные округа заменить на одномандатные. По словам инициаторов поправки, один депутат на одной территории будет работать более эффективно, чем три депутата, которые часто представляют разные партии.

Другая поправка касалась правомочности заседания городской Думы. В настоящее время для принятия решения достаточно, чтобы присутствовало больше половины списочного состава депутатов. Поправка предлагает, чтобы кворум составлял две трети депутатов. Это заставит народных избранников более ответственно подходить к своим обязанностям и не пропускать заседания без уважительной причины.

И, наконец, самая главная поправка, это, конечно же, прямые выборы главы. Из выступления депутата областной Думы Сергея Хабибулина следовало, что это наиболее демократичный способ избрания главы, которого требует 90% населения, о чём свидетельствуют результаты опросов в сетях. С его утверждением трудно не согласиться.

Прямые выборы, действительно, позволяют учесть мнение большинства населения по кандидатуре главы. Однако всеобщее прямое голосование ­ очень дорогостоящее мероприятие для городского бюджета, хотя во имя благих целей такое можно себе позволить раз в пять лет. Но ни для кого не секрет, что любые самые незначительные выборы, как правило, обрастают разного рода политтехнологами, усилиями которых к власти приходит нужный человек (нужный ­ не обязательно тому самому населению, о котором так пекутся общественники). Даже в США, этом оплоте демократии, президента выбирает не население напрямую, а выборщики, которым народ делегирует право выбрать первое лицо государства. А что касается тезиса, что большая часть населения городского округа, суда по опросам в сетях, за прямые выборы, то здесь явная подмена понятий. Принимающие участие в опросе участники групп в сетях ­ это далеко не всё население городского округа и даже не репрезентативная выборка. 90% в сетях ­ это часто всего лишь группа единомышленников до 300 человек. Ещё бытует мнение, что избранный напрямую населением глава будет отвечать перед избрателями, а не перед депутатами или вышестоящим руководством. На мой взгляд, это чистой воды демагогия. Глава, утверждённый депутатами, несёт не меньшую ответственность перед населением, чем избранный, тем более с применением политтехнологий. Причём не исключено, что последний как раз будет отвечать не столько перед избирателями, сколько перед группой лиц, посадивших его в кресло главы. Так что прямые выборы не всегда приводят к нужному результату, в то время как избрание главы из числа кандидатов депутатами хотя бы менее затратное мероприятие. А население, между прочим, для того и выбирало депутатов, чтобы они выражали их мнение. Это и моё мнение, как участника слушаний, подкреплённое практикой. Кто­нибудь припомнит эффективного мэра в Переславле, избранного путём прямых выборов? Неужели никто не помнит, сколько грязи было вылито на кандидатов в кресло мэра, как подкупали людей водкой, пивом и деньгами, о «каруселях», подвозах избирателей и других нарушениях?

Не знаю, чем руководствовались другие участники слушаний, но поправка о прямых выборах главы не прошла, как и поправка по одномандатным округам. Депутат либо работает на благо избирателей, либо нет. А на многомандатном или одномандатном ­ не важно.

Зато удалось внести новые стандарты кворума ­ заседание переславской Думы теперь будет правомочно, если на нём присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Впрочем, особого смысла вести баталии на общественных слушаниях не было, поскольку общественные слушания носят рекомендательный характер. Окончательно поправки в Устав будут утверждаться депутатами на заседании городской Думы.

Елена Фролова.

Author: Елена Светлая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

10 + восемнадцать =