Классика и контраст

Подарком к Пасхе для Переславля стало завершение основного объёма росписей главного храма Никольского женского монастыря, многотрудная работа над которыми велась с 2006 года.

— Любой храм расписывают не хаотично, а по заранее осмысленному плану, на основе классической православной богословской концепции, — рассказал руководитель творческого коллектива, выпускник иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Самсон Марзоев. — Важную роль в выборе сюжетов сыграло посвящение храма святителю Николаю, как ревнителю и защитнику догмата о Богочеловечестве Спасителя. Поскольку храм находится в женском монастыре, особое внимание уделено теме женского монашества и женского подвига. Конечно, сюжеты росписи в Никольском соборе можно прочитывать обычным образом – слева направо, но мы заложили в нашу роспись идею параллелизма, это когда главный смысл раскрывается на контрасте между двумя противоположными сюжетами.

Например, над центральным входом подкупольного пространства слева мы видим сюжет «Омовение ног ученикам», а справа — сцену «Воскрешение Лазаря». Противопоставление этих сюжетов помогает нам лучше понять идею любви Бога к человеку. Образ «Омовения» напоминает нам прощение грехов в святом крещении, слёзы покаяния, очищающего нас от наших страстей и, наконец, гостеприимство Бога, который принимает человека, как хозяин гостя. Эти смыслы усиливает сюжет «Воскрешения», напоминая нам о полном обновлении человеческой природы и всего творения.

При выборе стиля росписи иконописец ориентировался на жемчужину древнерусского храмоздания — Софию Киевскую. Выбор этот не случаен, архитектура Никольского храма близка к древнерусским памятникам, а иконостас выполнен в стилистике преподобного Андрея Рублёва. Иконописцы использовали технологию силикатной живописи, разработанную немцами более 100 лет назад. Матовая бархатистая фактура и глубина колорита силикатной живописи максимально приближает её к фреске.

Для справки

Величественный Никольский собор возведён на месте исторического, взорванного в 1923 году. Он был заложен в 1999 году по проекту переславского архитектора Вячеслава Ижикова и возведён на средства известного мецената Виктора Тырышкина, также положившего начало росписям собора.

Художественный образ собора был навеян архитектурными формами древнерусского зодчества, в отличие от исторического, построенного в XVIII столетии. В соборном храме также были сохранены три престола.

Материал с сайта Переславской епархии.

Author: редакция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

17 − пятнадцать =