На минувшей неделе состоялось очередное совещание рабочей группы координационного совета по стратегическому планированию городского округа.

На этот раз обсуждали приоритетные направления градостроительной политики и землепользования, использования земельных ресурсов, улучшения жилищных условий и ряд других.

Началось совещание с информации о целях и задачах стратегического развития округа. О том, например, что для создания комфортной среды проживания жителей округа проработан ряд мероприятий.

Таких, как создание условий для жилищного строительства, в том числе малоэтажного, развитие рекреационных территорий и инженерно-транспортной инфраструктуры, улучшение архитектурного облика и многое другое.

Было озвучено также, что может способствовать осуществлению планов развития, а что сдерживать. К первым относится благоприятное географическое расположение, наличие объектов культурного наследия, которые влияют на туристическую и инвестиционную привлекательность, а также наличие инвестиционных площадок, свободных от застройки.

В числе слабых факторов — аварийное жильё, отсутствие на сегодняшний день Генплана, Правил землепользования и застройки, регламента согласования социально-эконмической деятельности, недостаточность резервных территорий.

Обсуждение всей этой информации проходило довольно бурно, поскольку не на все вопросы, касающиеся стратегии развития округа, участники «круглого стола» получали исчерпывающие ответы. Например, учитывалась ли численность населения, которая за последнее время сокращается.

Как заметила Елена Шадунц, член Общественной палаты города, если прогноз взят на уменьшение, то зачем планировать увеличение строительных мощностей?

— С точки зрения градостроительной политики главная задача — увеличить количество застраиваемых площадей, — продолжила она. — Но в разрабатываемом Генплане нет новых микрорайонов. Стратегия — декларация намерений, но почему-то в той, что мы обсуждаем сейчас, не указано, какие планируются объекты и где. Пока в документе говорится лишь о том, что хотим сохранить, то есть привести в порядок, а также построить новые микрорайоны. И сразу вопрос: где территориально они появятся, ведь в городе для этого нет свободных территорий.

В ходе обсуждения градостроительной политики затронули важный вопрос – отток молодёжи. По словам представителя администрации, занимающегося разработкой стратегии, мероприятия, которые предусматриваются данным документом, направлены на то, чтобы притормозить этот процесс.

Это хорошо, но, как заметил председатель союза «Совет директоров — объединение работодателей» Андрей Рыбаков, среда обитания — важный фактор, но является ли он главным?

Не секрет, что основная проблема оттока молодёжи — отсутствие современных хорошо оплачиваемых рабочих мест, что, в свою очередь, влияет на развитие территории. В прежней стратегии было заложено такое направление, как развитие интеллектуального, энергоёмкого направления. Именно тогда в Переславле появился Институт программных систем, университет, которые формировали лицо города и его перспективу. На сегодня эти позиции утрачены.

Что касается развития промышленности, то, как сказала исполнительный директор союза «Совет директоров — объединение работодателей» Нина Бурцева, в охранной зоне национального парка нельзя строить предприятия первой и второй степени опасности, а кто запрещает открывать другие? Да, процедура несколько осложнена, но она во многом зависит от правильности оформления документов. Пока ещё есть проблема согласования деятельности предприятий с Министерством природы и нарушением сроков, но возводить это в ранг непробиваемой стены, не стоит.

Отмечая недочёты стратегии, участники «круглого стола» напомнили, что градостроительное развитие напрямую связано с мотивацией, однако в новом документе этого нет. Подо что мы подстраиваем градообразующие цели, ради чего увеличиваем площади? Чётких ответов на эти вопросы не последовало.

Что касается строительства жилья, то, по словам представителя Управления архитектуры и градостроительства, площади для этого имеются. Это территории аварийных домов, которых в городе довольно много, и что таким образом можно будет выполнить вторую задачу стратегии — доступность жилья для всех категорий граждан, нуждающихся в нём.

Аварийных домов действительно много, но находятся они в основном в старой части города. Чтобы правильно выстраивать градостроительную политику, необходим территориальный анализ. Например, сколько в исторической части аварийного жилья? Зная это, можно планировать развитие этой части города, в том числе с участием частных инвесторов.

— При разработке стратегии, в первую очередь, ставятся вопросы: для чего. При этом, дав оценку тому, что из ранее намеченного не реализовано и по какой причине, можно понять, в каком направлении двигаться, — продолжил высказывать свою точку зрения, основанную на собственном опыте разработки данных документов, Андрей Рыбаков. — В стратегии развития города советского времени была заложена разработка программ и систем мотивации развития исторического центра Переславля. То есть, как он должен быть преображён, чтобы сохранить своё историческое лицо, быть привлекательным для туристов, комфортным для жителей и чтобы приносил доход. В новом документе ничего этого я не увидел. В стратегии десятилетней давности, по которой город живёт по настоящее время, предусматривалась разработка схем реконструкции промышленных зон, однако до сих это остаётся проблемой.

Причём, не столько города, сколько сельских территорий. Чтобы убедиться в этом, достаточно въехать в город со стороны Рязанцева или Берендеева — развалины производственных корпусов, ферм…

Всё так, но, как заметила представитель группы разработчиков, можно желать многого, но исходить приходится из возможностей бюджета и дополнительных источников финансирования.

В таком случае, как заметил далее Андрей Рыбаков, разрабатывается не стратегия развития округа, а стратегия администрации. Это разные вещи. Если администрации, то в этом случае начать нужно с определения национальных проектов и возможного участия в них, если же стратегия развития округа, то нужно учитывать и инвестиционные деньги.

По мнению некоторых участников «круглого стола», у разработчиков данного документа не хватает опыта, необходимой информации. Например, нельзя решить проблему промышленных зон без участия собственников предприятий. Аналогично и по земле. Вывод напрашивается сам собой — не администрация должна разрабатывать стратегию, а всё сообщество.

Как сказано выше, обсуждение приоритетных направлений развития городского округа прошло довольно бурно. Тем не менее, участники дискуссии получили возможность высказать свои замечания и предложения, а члены рабочей группы – их записать, с обещанием учесть эти рекомендации при дальнейшей работе над документами, по которым городскому округу предстоит жить ближайшие лет десять.

Тамара Воробьёва.

Author: zizn

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

1 × 4 =