Подготовка к зиме: мелочей здесь быть не может

На минувшей неделе на заседании постоянных комиссий депутаты рассмотрели вопрос о ходе подготовки к осенне-зимнему периоду 2019-2020 годов и о задолженности городского округа по топливно-энергетическим ресурсам на 1 апреля 2019 года.

Сколько и на что?

По первой части вопроса директор МКУ «Центр развития города» Ирина Корнилова представила план проведения ремонтных работ, основанный на планах ресурсоснабжающих организаций. По её информации, 60 млн рублей будет потрачено на подготовку котельных в городе и 9,4 млн рублей — в сельской местности. На изоляцию труб планируют потратить 2 млн рублей, на ремонт очистных сооружений и артезианских колодцев — 1,5 млн рублей. Заложены средства на подготовку к зиме системы водоснабжения, электросетей и трансформаторных подстанций. На все эти работы планируют потратить около 96 млн рублей, в том числе 83 млн внебюджетных средств. По её словам, это — собственные средства поставщиков ресурсов, заложенные в тариф.

В рамках подготовки к зиме, как отмечено выше, определённые средства планируется потратить на ремонт систем водоснабжения и водоотведения. В связи с этим депутаты поинтересовались, как это увязывается с планами передачи объектов систем водоснабжения и водоотведения в область. Ирина Корнилова пояснила, что имеется закон Ярославской области о передаче полномочий по водоснабжению на региональный уровень, в то же время она подчеркнула, что решение о передаче имущества города будут принимать депутаты городского округа. Она пояснила, что в настоящее время проводится работа по инвентаризации сетей.

Ирина Корнилова отметила, что план-график работ по подготовке к отопительному сезону направлен на то, чтобы только ликвидировать все «узкие» места, что позволит пройти отопительный сезон без крупных аварий. Без мелких, как известно, обойтись невозможно.

На вопрос, сколько денег заложено в бюджете городского округа на модернизацию системы ЖКХ, она пояснила — 1,7 млн, эти деньги пойдут на замену канализационной трубы на улице 40 лет ВЛКСМ и на разработку схемы теплоснабжения. То есть, строго говоря, собственно на подготовку к зиме, в том числе на ремонт котельных, в бюджете городского округа не заложено ни рубля. Как справедливо заметили представители администрации, город не имеет права тратить бюджетные средства на ремонт имущества, принадлежащего частным лицам, имея в виду котельные МЭС и ПЭК. Ремонт котельных обязаны производить собственники за свой счёт в размере средств, заложенных в тарифе.

Ирина Корнилова отметила, что предложенный план мероприятий не включает обещанные областью 100 млн рублей. По её словам, предметно можно будет говорить после того, как будет получено подтверждение об их выделении.

Информацию Ирины Корниловой дополнил Владислав Клыков — директор МУП «Теплосервис». Он пояснил, что в тариф за тепло заложено около 11 млн рублей по городу и 4,7 млн рублей — по району. По его словам, план мероприятий к отопительному сезону подготовлен на основании обследований приборами неразрушающего контроля с привлечением специалистов регионального Департамента ЖКХ. Обследования показали, что износ сетей составляет более 84%. Некоторые участки не подлежат ремонту и требуют срочной замены. Финансирование на проведение плановых мероприятий предполагается из двух источников — тарифную составляющую и целевую субсидию из области в размере 50 млн рублей на замену пяти километров сетей, которую рассчитывает получить МУП «Теплосервис» в рамках подготовки к зиме.

— Определён порядок и критерий получения субсидии, — отметил Владислав Клыков. — Мы проводим большую работу, чтобы соответствовать этим критериям. Документы уже направлены в госэкспертизу.

Силами МУП «Теплосервис» на эти средства предполагается заменить тепловые трубы на улицах Разведчика Петрова, Маяковского, Берендеевской, Кооперативной, двух участков на улице Строителей, а также в районе теплового пункта «Фрегат» с выносом транзитной трубы из подвала дома на улице Кузнецова, 4. В районе запланирован ремонт 2,5 км квартальных сетей, капитальный ремонт и замена котловых агрегатов пяти котельных в районе.

О котельной на Чкаловском

Что касается микрорайона Чкаловского, то, по информации Вячеслава Клыкова, областным правительством принято решение о строительстве на месте мазутной котельной муниципальной. Строиться она будет за счёт региональных средств. Имеется предварительная договоренность с областью о выделении 50 млн на проектно-сметную документацию и начальный этап строительства. Представитель проектировщика уже побывал на месте. Предполагаемая дата сдачи объекта стоимостью порядка 100 млн рублей — 2020 год. Вячеслав Клыков пояснил, что иного выхода он не видит. Собственники десять лет судятся и конца этим судам не видно. В настоящее время ни один из них не может предъявить документы на право собственности на котельную, договор на право аренды, представленный генеральным директором Юрием Егоровым, судом был признан недействительным, а потому и договор на теплоснабжение заключать не с кем.

Председатель городской Думы Сергей Корниенко отметил, что, хотя полномочия по теплоснабжению лежат на главе города персонально, депутаты не могут оставаться в стороне от этой проблемы, потому что может случиться так, что глава эти свои полномочия не исполнит и городской округ не сможет войти в отопительный сезон. Он отметил, что глава осознал всю серьёзность ситуации и обратился за помощью в область. Вместе с тем Сергей Васильевич сказал, что депутаты не удовлетворены планом подготовки к зиме, представленным администрацией, и удивлены её спокойствием. Представленный план подготовки к отопительному сезону, возможно, будет обеспечен финансово, но денег на самом деле нужно значительно больше. Сколько именно, станет известно после проведения опрессовки.

— Нам нужны реальные планы, чтобы гражданское общество не разуверилось ни в исполнительной, ни представительной власти, — сказал Сергей Васильевич и предложил вернуться к вопросу на специальном заседании комиссии по ЖКХ, на которой рассмотреть полный план с учетом субсидии из области.

Что касается котельной МЭС в микрорайоне Чкаловском, то, по его мнению, с поставщиком тепла необходимо расплачиваться при любом раскладе. Понятно, что в деятельности котельной имеется множество нарушений, но она работала и до создания единой теплоснабжающей организации в лице муниципального предприятия котельная семь лет бесперебойно поставляла тепло, жители его оплачивали непосредственно поставщику, который в свою очередь расплачивался за ресурсы. Все были довольны, а до споров собственников никому не было дела.

Куда утекают деньги?

По второй части вопроса, о расчётах за топливно-энергетические ресурсы на 1 апреля 2019 года, доложила начальник отдела мониторинга ЖКК и тарифов Управления городского хозяйства администрации города Ольга Борзова. По её информации, на начало года задолженность ресурсоснабжающих организаций за природный газ на 1 апреля составила 684,3 млн рублей и увеличилась за первый квартал текущего года на 94,1 млн рублей. Кроме того, имеется задолженность ресурсоснабжающих организаций города и района поставщикам электрической энергии. Так, на 1 января она составляет 329,8 млн руб., в том числе ПАО «ТНС энерго Ярославль» — 224,1 млн руб., ПАО «МРСК — Центра» — 96,1 млн руб.

Из информации, представленной депутатам, следует, что долг единой теплоснабжающей организации МУП «Теплосервис», которое пришло на смену обанкротившемуся МУП «Спектр», только поставщикам тепловой энергии — ПЭКу и МЭС — задолжало 152,9 млн рублей и 1,1 млн рублей соответственно, хотя предприятие начало работать с чистого листа.

— Мы видим беспрецедентный рост задолженности, такое даже «Спектр» себе не позволял, — отметил председатель думской комиссии по ЖКХ Сергей Шеманаев. — При этом в начале года нам говорили о кассовом разрыве. Обещали, что два-три месяца — и ситуация стабилизируется.

По словам Ольги Борзовой, 20 млн — неполученная субсидия из области, 11 млн — недоплата по тарифу (будет погашаться в течение лета), остальное — дебиторская задолженность. По данным МУП «Теплосервис», долги потребителей поставщикам ресурсов на 1 марта составляет 376,2 млн рублей. Из них долги бюджетных организаций составляют 69,3 млн рублей, в том числе 28,2 млн должны организации, финансируемые из федерального бюджета, 11,0 млн — из областного и 30 млн — из местного бюджета. 60 млн рублей — задолженность управляющих компаний и ТСЖ, примерно столько же недоплатили жители частного сектора, 177,7 млн рублей — коммерческие предприятия и организации. Только долг Минобороны за поставленное тепло составляет около 30 млн рублей. Дебиторская задолженность района составила 112,4 млн рублей, в том числе 86 млн — долги населения.

Вместе с тем, по информации Ольги Борзовой, уровень оплаты жителей за коммунальные услуги в первом квартале текущего года составил 93,8% по городу и 91,5 % по району. По её словам, долги связаны, в том числе с тем, что платежи населения за тепло разбиты на 12 месяцев, поэтому к концу лета следует ожидать уменьшения задолженности.

— Некоторые организации оплатят долги летом, остальные будем взимать через суд, — сказала Ольга Борзова.

Она отметила, что в последнее время работа по взысканию платежей управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями несколько активизировалась. Так, за два месяца текущего года было подано 143 исковых заявления в суд на сумму 1,1 млн рублей, выдано 1463 предупреждения о долге на сумму 28,1 млн. Тем не менее, это в 4,5 раза меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

— Итого, общая задолженность городского округа только за природный газ и электричество составляет без малого один миллиард рублей, — констатировал депутат Владимир Шестернёв. — Куда утекает тепло, понятно, в землю, но куда утекает электроэнергия?

Ситуацию в какой-то мере пояснила председатель контрольно-счетной палаты Ирина Строкинова, которая недавно проводила проверку деятельности культурно-досугового центра (КДЦ) Пригородного поселения. Она обнаружила, что только с 2016 года по 2018 год никто не выставлял счета КДЦ за коммунальные ресурсы, соответственно, они не платили ни за воду, ни за водоотведение. Кроме того, по её словам, в последнее время никто не контролирует приборы учёта в частном секторе. И таких неучтенных потребителей коммунальных ресурсов, по всей видимости, много.

— Надо либо менять структуру, либо заставить работать тех, кто отвечает за финансы в коммунальном секторе, — предложил Владимир Шестернёв.

Бьёмся лбом об стену…

Как было отмечено, квитанции на оплату тепла жителям микрорайона Чкаловского выставляет МУП «Теплосервис», но на счета поставщика тепловой энергии поступают только средства за подогрев воды. Остальные деньги, по словам директора МУП «Теплосервис» Владислава Клыкова, хранятся на специальном счёте. Это 6,6 млн рублей, которые будут лежать без движения, пока не будет законного основания для их перечисления по назначению. Он сказал, что пытались в судебном порядке заключить договор с МЭС, где третьей стороной выступал совладелец, но не получилось, а в результате страдают жители. Он отметил, что все потребители уведомлены о том, что их платежи поступают на спецсчет.

По мнению Владислава Клыкова, единая теплоснабжающая организация не реализует того количества тепла, которое поставляет котельная ПЭК. Так, за три месяца ПЭК выставила счета на 140 млн рублей, а реализовано было на 106 млн рублей — ничем не покрываемая разница, которая даёт прирост долга в размере 12 млн в месяц. Владислав Клыков видит три причины: высокий износ сетей (отсюда сверхнормативные потери тепла), несоответствие безучётного норматива реальному потреблению (60% зданий не оборудованы приборами учёта) и, наконец, несанкционированное потребление.

По мнению члена Общественной палаты Рашида Талыбова, корень проблемы в ЖКХ городского округа кроется в непродуманных действиях администрации, когда в 2015 году волевым решением сверху все предприятия теплового комплекса были переданы единой теплоснабжающей организации МУП «Спектр».

— Бьёмся лбом об стену, когда рядом дверь, — заметил Рашид Талыбов.

Еще один важный вопрос поднял депутат Вячеслав Мягчёнков. Он сказал, что люди в сельской местности ждут снижения тарифа на тепло. По мнению жителей, он должен быть единым для всего округа. Во всяком случае, так обещали при объединении.

— Если это произойдёт, мы будем первыми, кто не повысил, а снизил тариф. Тем самым власти резко поднимут свой авторитет, — заявил Вячеслав Мягченков.

— Закон об объединении придумали, почему бы не пойти дальше и не принять закон о снижении тарифа за тепло для селян, прировняв его к городскому? — поддержал коллегу Сергей Шеманаев и предложил администрации направить соответствующее обращение в правительство области.

Елена Фролова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × 2 =

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.