Совет директоров: от слов — к делу

Диалог не сложился

Как показывает официальная статистика и обнародованные данные, социально-экономическое положение Переславля по итогам 2018 года выглядит весьма непростым.

С одной стороны, доходная часть бюджета по сравнению с предыдущим годом выросла с 1156,2 до 1268,7 миллионов рублей. В основном — за счёт поступлений из регионального и федерального бюджетов.

С другой стороны, как было отмечено на круглом столе в формате «Диалог с прокурором», проведенным в ноябре 2018 года Общественной палатой города, выросла внешняя задолженность бюджета. По займам, полученным в кредитных организациях, она превысила 200 млн рублей.

Задолженность муниципальных предприятий поставщикам товаров, работ и услуг превысила 400 млн рублей. В результате общая задолженность городских структур перед хозяйствующими субъектами превысила 600 млн рублей — почти половину городского бюджета.

При этом наблюдается спад промышленного потенциала города.

О том, можно ли выправить ситуацию и что для этого нужно, говорилось на состоявшемся 3 апреля заседании Союза «Совет директоров — объединение работодателей».

Тема обсуждения не случайна. И не только потому, что она затрагивает интересы предприятий, руководители которых входят в состав Совета директоров, она касается всего городского округа.

Союз как объединение работодателей и как одно из общественных объединений города заинтересован в формировании условий для развития экономики городского округа и повышения уровня жизни населения.

Заинтересован в сдерживании оттока молодёжи и её возвращении с целью развития инновационной и диверсифицированной экономики, в развитии агропромышленного комплекса и туристического бизнеса.

То есть во всём, что может вывести городской округ из экономического тупика.

Всей своей деятельностью Союз давно доказал, что его интерес — в развитии города и городского округа в целом, но несмотря на это работать ему приходится в весьма непростых условиях.

Причиной тому является игнорирование бизнес-сообщества как органами местного самоуправления, так и региональной власти.

Как было отмечено на недавно состоявшемся собрании членов Ассоциации «Экономический совет Ярославской области», исполнительные органы региональной власти «не видят бизнес-сообщество», не ведут с ним диалог по основным вопросам развития региона. Аналогичная картина наблюдается и в городском округе.

С чего начинать?

По мнению Андрея Рыбакова, председателя Совета директоров предприятий, необходим инструмент привлечения на территорию городского округа инвесторов.

Свою лепту в развитие промышленного потенциала округа могут внести и уже существующие предприятия — за счёт повышения эффективности собственных производств либо путём создания новых бизнесов совместно с привлекаемыми инвесторами.

Для многих дело это может оказаться новым, но не зря говорится, что волка бояться — в лес не ходить.

— Нашим Союзом подписано соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ», в рамках которого можно осуществить многие инвестиционные проекты, — продолжил Андрей Валентинович. — К сожалению, в Переславле пока в этом плане подвижки нет, но, как показывает практика такой работы в Ростовской области, дело это весьма стоящее. В одном из муниципальных образований региона благодаря аналогичному соглашению создаётся агропромышленный кластер по производству, переработке и реализации продукции органического происхождения — одного из приоритетных направлений сельского хозяйства.

Как рассказал далее Андрей Рыбаков, для развития соглашения с Ассоциацией «Центральный федеральный округ» Совет директоров инициировал проведение конкурса «Инвестиционный прорыв года» — конкурса инновационных и технологических разработок, создаваемых различными вузами и научными организациями. Желание участвовать в его подготовке и проведении выразили завод «ЛИТ» и компания «Славич». Есть надежда на присоединение к проекту других предприятий, а также ИПС РАН. Цель конкурса — поиск современных и эффективных бизнес-идей, интересных и перспективных для развития предприятий города. Но это день завтрашний, живём же мы сегодня, и реалии этого «сегодня» мало утешительны.

Что делать?

Вопрос риторический, но в данной экономической ситуации весьма уместен.

Николай Шилов, директор завода «ЛИТ», придерживается твёрдого мнения, что делать ставку на туризм, о чем говорится практически на всех уровнях власти, нельзя. В прошлом году в бюджет области от туризма поступило всего 50 миллионов рублей и где-то 150 миллионов — от гостиничного комплекса. Не деньги — копейки, которых едва хватит, чтобы залатать дыры на дорогах нашего городского округа. Поэтому, как говорит Николай Дмитриевич, нужно думать не о развитии туризма, а о развитии промышленности. Хоть и богат Переславль объектами культурного и исторического наследия, город исстари был промышленным, о чём свидетельствуют, например, такие предприятия, как завод «ЛИТ» и фабрика «Залесье».

— Сегодня такой период, что бизнес не спешит вкладывать деньги в инвестиционные проекты, — продолжил он. — На площадке «Славича» более 10 тысяч квадратных метров пустующих площадей, устанавливай оборудование и работай. Но какими производствами заполнить эту самую большую промышленную площадку города?

Ответ на этот вопрос найти пока довольно сложно. По мнению членов Совета директоров, развивать город нужно в разных направлениях. Прошлым летом в Переславле провели триатлон. Приехало столько участников, что в гостиницах мест не хватало. И это очень хорошо. Плохо другое — велотрасса, которая была проложена по улицам города, оказалась мало пригодной для её использования. В результате велосипедисты то и дело оказывались на обочине дороги, а то и в кюветах. Спорт — одна из возможностей пополнять бюджет округа, но, как и любое дело, он требует серьёзного к себе отношения.

Без стратегии нет развития

Культурное наследие можно смело отнести к важнейшему ресурсу развития городского округа. Однако в документах территориального планирования этот ресурс не находит своего отражения.

Администрация округа заложила в бюджет средства только на разработку Генерального плана, в результате Стратегия развития городского округа отходит как бы на второй план, что недопустимо.

В основу Генерального плана должна быть положена Стратегия как один из основополагающих базовых документов. Невыполнение администрацией требований Градостроительного кодекса РФ, федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и регионального закона «О стратегическом планировании в Ярославской области» вызывает недоумение.

Как сказал бывший главный архитектор города Артём Цымбалов на одном из заседаний круглого стола, разработчиками документации Генплана городской округ рассматривается как пригород Москвы, что противоречит действующей Стратегии, разработанной с участием местного сообщества и поддержанной горожанами.

По словам Андрея Рыбакова, только в рамках социального партнёрства жителей, бизнес-сообщества и органов местного самоуправления возможно сформировать условия для социально-экономического развития города. В противном случае будем по-прежнему натыкаться на те же проблемы, что и раньше. Это хорошо показали круглые столы, проведённые совместно с депутатской комиссией по экономике и развитию городского округа в феврале-марте нынешнего года.

Тема была довольно актуальной — «Объекты культурного наследия как факторы развития территории округа», а цель — выработать основные требования к развитию округа с точки зрения сохранения и использования ресурсов культурного наследия, которые должны найти своё отражение в новой Стратегии и в Генеральном плане.

Почему именно эта тема? Потому что объекты культурного наследия не только ресурсный потенциал развития, но и источник проблем. Проблемы эти — границы культурных объектов и режимы использования их охранных зон. Они создают определённые трудности как для предприятий, расположенных в этих границах, так и на характер использования зон охраны вокруг них.

На заседании круглого стола было признано, что состояние системы охраны культурного наследия городского округа, мягко говоря, неудовлетворительное. Нет полного и доступного для всех заинтересованных лиц реестра объектов, далеко не все имеют утверждённые границы и охранные зоны, нет чётких определённых требований к зданиям, возводимым или реконструированным в этих границах. Пример — Никитский монастырь.

Если построить границы с учётом визуальных связей, как того требуют закон и Министерство культуры, то практически весь город и озеро станут его охранной зоной, для которой, по сути, не разработан и не установлен режим использования.

Таким образом, самая большая проблема для Переславля не требования НП «Плещеево озеро», а историческое наследие города.

Результатом круглого стола, который прошёл в форме диалога, стала резолюция, которая в ближайшие дни дойдёт до адресатов, в том числе до администрации городского округа.

В рамках этой резолюции, а также в соответствии с планом работы на ближайшие три года Советом директоров планируется провести ряд круглых столов, на которых будут подняты такие острые проблемы, как отопление, очистные сооружения, канализация и ряд других.

Поднять, чтобы сообща искать пути их решения, поскольку эта сфера жизнедеятельности городского округа в том состоянии, в котором она находится сейчас, весьма существенный тормоз на пути его социально-экономического развития.

Что касается предприятий, то важными для них являются образовательные программы. Как заметил Андрей Рыбаков, не ради образования, а ради помощи бизнесу в повышении компетенции его сотрудников, повышения качества городского рынка труда (повышение качества представленных на нём трудовых ресурсов).

Нужны преференции и регламент

Эту тему поднял член Совета директоров Николай Кравчук, руководитель ООО «Ресурс НТО», которое вот уже пять лет работает на территории компании «Славич». Предприятие на протяжении всего этого времени пытается привлечь к развитию своего производства новых партнеров. Они не прочь, но их сдерживает отсутствие преференций, которые должны предоставляться предприятиям, расположенным в охранных зонах объектов культурного наследия и национального парка. По словам Николая Кравчука, Московская область и Ярославская в этой части — земля и небо. Чтобы что-то развивалось на территории Переславля, нужно выходить на уровень областного правительства.

— Раз предприятия в чём-то ограничены, значит, им должны предоставить ряд преференций, — продолжил он. — Московский технопарк, например, предоставляет электроэнергию дешевле процентов на 20, а также льготу по налогу на прибыль, на имущество и так далее. Нужен хоть какой-то диалог в этом направлении…

Как оказалось, Совет директоров планирует начать работу и в этом направлении. В ближайшее время готовится выйти в Экономический совет области и в Ассоциацию «Центральный федеральный округ» с инициативой разработать компенсационные меры. Кстати, федеральным законом об объектах культурного наследия предусмотрен ряд преференций лицам, предприятиям или организациям, вложившим свои средства в их сохранение. Это может быть льготная арендная плата, уменьшение арендной платы на сумму затрат или их компенсация. Казалось бы, в чём вопрос? В том, что выдача этих преференций подзаконными актами не утверждена — их просто нет.

Плещеево озеро — жемчужина не только нашего края, но и центральной части России. Однако, сливая в него отходы жизнедеятельности, мы превращаем его в отстойник. А всё потому, что канализация в центральной части города отсутствует и когда будет, неизвестно. Очистные сооружения города дышат, можно сказать, на ладан, а на селе они уже давно приказали долго жить. Как видим, проблем, которые влияют на экологию и сохранение природного богатства края много. Хоть и создаются они в основном не по вине промышленных предприятий, но именно к ним предъявляются повышенные требования по сохранению этих богатств. Одно из них — обязательное согласование социально-экономической деятельности. Причём это требование — в рамках закона об особо охраняемых природных территориях. Но как его исполнять, если регламента на это самое согласование нет. По мнению директора НП «Плещеево озеро» Ивана Ковалевича, нужно наделить национальные парки правом решать эти вопросы на местах. На сегодня в Министерстве природных ресурсов находятся на согласовании более 1100 заявлений, когда они будут подписаны, одному Богу известно. Но как бы там ни было, закон нужно выполнять.

Данное заседание Совета директоров было отчётно-выборным, поэтому закончилось оно избранием нового состава правления Союза «Совет директоров — объединение работодателей». В него вошли: Алексей Аркадьевич Баталов, генеральный директор ООО «Диазоний», представитель Союза в Общественной палате города; Нина Григорьевна Бурцева, исполнительный директор Союза; Андрей Валентинович Рыбаков, президент Фонда местных инициатив, представитель Союза в территориальной трёхсторонней комиссии; Николай Николаевич Северин, генеральный директор ОАО «Славич»; Сергей Владимирович Шеманаев, директор ООО «Тимекс», депутат городской Думы, представитель Союза в городской Думе; Николай Дмитриевич Шилов, генеральный директор ЗАО «Завод ЛИТ», член Ассоциации «Экономический совет Ярославской области», и Камиль Хатымович Юсупов, директор ООО «ЛИТ-изоляция».

Как видно из избранного состава правления Союза, деятельность организации полностью ориентирована на представление и защиту интересов работодателей во взаимоотношениях с ключевыми институтами гражданского общества. И только в рамках социального партнёрства, о котором говорит и президент Российской Федерации, и правительство, и подписанное в январе 2018 года Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Правительством РФ.

Тамара Воробьева.

Author: Тамара Воробьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

один × два =