Время диктует свои правила

На минувшей неделе состоялось традиционное августовское совещание педагогов городских и сельских школ. На этот раз местом его проведения стал городской Дом культуры, а темой обсуждения — развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования. И еще была особенность — нестандартный формат ведения конференции. Вместо традиционного доклада — диалог, в ходе которого поднимались проблемы и обсуждались пути их решения. Участниками разговора с одной стороны были руководители ведомств в сфере образования, с другой — эксперты из числа руководителей муниципалитетов и учреждений образования, представителей общественных структур, родителей и педагогов.

 

Статистика — лакмусовая бумажка

Накануне нового учебного года было проведено анкетирование, в ходе которого определено пять основных групп проблем, касающихся профессиональной деятельности и социального статуса педагога. С обсуждения этих проблем и началась конференция, тон которой задавали начальник Управления образования города Татьяна Коняева и руководитель Департамента образования района Татьяна Никонорова. И начали они её со статистических данных, своего рода лакмусовой бумажки деятельности системы образования — с перечисления школ и детских садов, с количества сотрудников и их возрастной категории. Надо сказать, что в системе образования города, которая состоит из 26 образовательных учреждений, работает 1172 сотрудника, 603 из которых — педагоги. В районной — почти столько же, но численный состав работников меньше — 596, в том числе — 252 педагога. Если с количеством образовательных учреждений ещё нет особой проблемы, то в кадрах — нужда довольно большая. Особенно молодых. На сегодня более половины учителей имеют стаж, превышающий 20 лет. Тогда как в целях обеспечения развития системы образования необходимо, чтобы большую часть составляли педагоги со стажем от 5 до 20 лет, то есть в возрасте от 27 до 45 лет, процент которых на сегодня не превышает 30. Причина нехватки кадров та же, что и в здравоохранении — не соответствие зарплаты нагрузке. В среднем зарплата педагога соответствует средней по региону, однако это достигнуто за счёт нагрузки, которая по городу, например, составляет 25-30 часов в неделю.

Как заметило руководство Кубринской школы, в своё время кадровую проблему на селе решали просто — смену себе учителя готовили из своих учеников, которые потом поступали в педагогические вузы. На сегодня ситуация несколько иная. Около 20 процентов выпускников школы поступают в Университет леса и сельскохозяйственный колледж — сказывается специфика места проживания. Учиться в Ярославском педагогическом университете желающих очень мало. А всё потому, что сложности с сообщением. До Сергиева Посада — 60 км хорошей трассы, а до Переславля, чтобы потом ехать в Ярославль, — 70 километров дороги сплошь в ямах и ухабах.

Проблема с кадрами и в учреждениях внешкольного образования. Здесь основная причина в том, что они финансируются из муниципального бюджета. По мнению руководителя «Перспективы» Игоря Вертеньева, решить эту проблему можно содружеством с частными структурами — их участие позволит получить материальную базу, которую не может дать администрация городского округа.

 

Поддержим марку нашего образования

К большому сожалению, утрачен ряд льгот для педагогов. В последние годы делаются попытки повернуться к ним лицом — предусматривается социальная поддержка в виде досрочного назначения пенсии, удлиненного оплачиваемого отпуска, надбавок молодым специалистам и сельским педагогам. Однако, несмотря на эти меры, дефицит кадров имеется. Как решить эту проблему?

По словам исполняющего обязанности главы городского округа Владимира Волкова, удержать педагогов от соблазна уехать в Москву или Сергиев Посад довольно сложно. Но работа в этом направлении ведётся. В частности, над программой выделения земельных участков под строительство индивидуального жилья. Решаются вопросы с застройщиками многоквартирных домов о выделении городу квартир, которые будут выдаваться в первую очередь работникам сфер образования и здравоохранения. Рассказал он и о расширении сети образовательных учреждений. О том, например, что не так давно состоялось открытие детского сада «Почемучка», что в рамках федеральной программы планируется строительство яслей в районе школы №9.

— Как только появится такая же программа по школам, тут же постараемся в неё войти, — продолжил Владимир Волков. — Мы понимаем, что в городе не хватает помещений для учреждений дополнительного образования. Для решения этой проблемы ведём работу по передаче здания столовой колледжа в муниципальную собственность.

Отвечая на вопрос Татьяны Коняевой о поощрении победителей региональных конкурсов профессионального мастерства — учителей и воспитателей, заверил, что, начиная с прошлого года, это станет традицией. Кроме того, в нынешнем году для повышения квалификации педагогов предусмотрено десять сертификатов по 30 тысяч рублей каждый.

В связи с объединением города и района изменения коснутся и сельских образовательных учреждений. Как заверил Валерий Астраханцев, произойдут они только в лучшую сторону. В настоящее время идёт планирование развития дорожной и транспортной инфраструктуры. Это позволит в рамках программы поддержки малокомплектных школ и детских садов наполнить их детьми горожан.

 

Поднять престижность профессии

Несколько десятилетий назад профессия учителя была уважаемой, а авторитет — непререкаем. Сейчас же считается непрестижной, поэтому, закончив вуз, молодые педагоги в большинстве своём школы обходят стороной, так как знают, что там их ждёт большая нагрузка при невысокой зарплате.

О том, как поднять престиж профессии, шёл разговор со следующей группой экспертов.

— Я не соглашусь, что профессия учителя перестала быть уважаемой, — сказала педагог с большим стажем Галина Зарайская, заместитель председателя Общественной палаты города. — Таковой она была, есть и будет, но согласна, что желающих стать им не так много. На мой взгляд, этому есть объяснение. Современные дети — не те, что были 10-20 лет назад, поэтому педагогу, чтобы идти в ногу с ними, нужно постоянно учиться. Кроме того, он не только учитель в стенах школы, но и вне её, а это сложно. В советские времена было немало фильмов, возвеличивающих профессию педагога, сейчас же в основном — о негативе. К чести Переславля в мемориальном комплексе у храма Георгия Победоносца появилась аллея, посвященная педагогам. Мы благодарны руководству завода «Лит» за то, что в прошлом году в бегущей строке, рассказывающей о событиях предприятия, было поздравление с победой в региональном этапе конкурса «Учитель года» Елизавете Емельяновой. Всё это очень хорошо, так как в том числе и таким образом поднимает престиж педагога.

Было высказано мнение, что на престижность профессии может повлиять и создание комфортных условий для отдыха учителей. Нужно так оснастить учительские, чтобы они стали местом отдыха, а не местом ожидания звонка на очередной урок.

 

Взаимопонимание — ключ к успеху

Одна из проблем, которую чаще других выделяют педагоги, — сложности при взаимодействии с родителями. В немалой степени на это влияет то, что деятельность школ определена как оказание образовательных услуг. А раз так, то учителя воспринимаются уже как обслуживающий персонал, что позволяет иным родителям не только нелицеприятно отзываться о работе педагога при детях, но и обсуждать их деятельность в соцсетях. Часто они приходят в школу уже «накрученные», принимая сторону ребенка, не разобравшись в причине конфликта между ним и учителем. Желание избежать этой ситуации ведёт учителя к формальному исполнению своих обязанностей, что опять же вызывает недовольство родителей.

Какие выходы можно найти из этой ситуации? По мнению экспертов из числа родителей, проблема эта серьезная и причиной конфликтов в основном является равнодушное отношение педагога к детям. Их успехам или не успехам, скупость на похвалу, что очень важно для ребенка, беспокойство о нём. Отсюда и недовольство родителей, поскольку они видят с каким настроением сын или дочь возвращаются из школы. Отметили они и то, что в налаживании взаимоотношений между родителем и педагогом важен диалог и, что немаловажно, его тон. У каждого из его участников своя мера ответственности, которую необходимо не только знать, но и соблюдать.

 

Не так страшен чёрт, как его малюют

По мнению учителей, инновационные процессы, которые происходят в образовании, заставляют их осваивать новые технологи, новые виды деятельности, приёмы и методы работы. Это сложно, но необходимо. И всё же есть педагоги и руководители образовательных учреждений, которые считают, что основная задача школы — качество знаний учеников. Но время диктует свои правила, поэтому, как сказано выше, с современными детьми должен работать современный педагог, идущий в ногу со временем, способный адаптироваться к условиям современного образования.

Как сказала, заканчивая основную часть конференции, Татьяна Коняева, состоялся откровенный разговор на волнующую всех тему. Высказаны разные точки зрения, и есть к чему стремиться.

Закончилась конференция традиционно — представлением молодых педагогов и чествованием опытных, отдавших своему делу не один десяток лет. Список тех, кто заслужил всеобщего признания довольно большой. Возглавила его Татьяна Тарасова, заведующая детского сада «Рябинка» — ей присвоено звание «Почетный работник образования РФ».

Для семи выпускников педагогического вуза день начала нового учебного года станет первым днем, когда они впервые войдут в класс в роли учителя. Среди них Анна Колесова, учитель начальных классов школы №2. Как сказала молодой педагог, сбылась мечта, которой она грезила с детства. Судя по всему, сказалось влияние её тети — она тоже учитель начальных классов.

Тамара Воробьёва.

Author: Тамара Воробьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

восемь − четыре =