Национальному парку «Плещеево озеро» — 30 лет

Трудные версты начинания

Андрей Рыбаков, президент Фонда местных инициатив, кандидат географических наук, один из создателей Переславского природно-исторического национального парка (сегодня это — НП «Плещеево озеро»). Мы попросили его рассказать об истории появления парка на Переславской земле.

— С инициативой создания национального парка на берегах Плещеева озера в начале 80-х годов XX века впервые, насколько я знаю, выступил главный архитектор Ярославской области Владимир Валентинович Богородицкий, — вспоминает Андрей Валентинович. — Тогда по заказу отдела Ярославского облисполкома, который Владимир Валентинович возглавлял, в составе раздела «Охрана окружающей среды» Схемы районной планировки Ярославской области (документа, во многом аналогичного современной схеме территориального планирования региона) был выполнен фрагмент, посвящённый обоснованию создания национального парка на территории бассейна озера Плещеево.

Летом 1983 года в кабинет директора ЦНИИП градостроительства Госражданстроя приехали председатель Переславского горисполкома Сергей Алексеевич Носков и председатель комиссии по охране окружающей среды городского Совета народных депутатов, директор опытного завода института ГосНИИхимфотопроект Николай Гершович Ушомирский. Основная цель встречи — обсуждение ситуации с обеспечением сохранности Плещеева озера. Тогда я впервые услышал слова о том, что «ряпушка в озере становится более мелкой из-за того, что в сезон охоты охотники стреляют, дробь попадает в озеро и… вот результат».

— Чем закончилась встреча?

— Договоренностью о том, что стороны совместными усилиями инициируют разработку территориальной комплексной схемы охраны природы (ТерКСОП) бассейна озера Плещеево. Заказчиком ТерКСОП выступил все тот же отдел по делам строительства и архитектуры Ярославского облисполкома, а средства на финансирование работ выделило Министерство химической промышленности СССР.

Возглавили эту работу ставший в тот момент директором ЦНИИП градостроительства Виктор Владимирович Владимиров и начальник комплексного отдела районной планировки Сергей Анатольевич Истомин.

В рамках проекта институту уже на первом этапе было поручено подготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) создания Переславского природно-исторического национального парка. Это задание было возложено на авторский коллектив, основу которого составили Ваш покорный слуга в роли главного инженера проекта и мои коллеги — архитектор Юрий Евгеньевич Рязанцев и главный специалист по охране природы Юрий Семенович Захаров.

— И этого оказалось достаточно для учреждения национального парка?

— Конечно, нет. Этот процесс не обошелся без общественности, в первую очередь — творческой и научной (архитекторы, художники, географы, журналисты…). Ей удалось привлечь к судьбе Плещеева озера и историко-архитектурных памятников Переславля внимание государственных и партийных органов. Результатом стало постановление секретариата ЦК КПСС, принятое в ноябре 1987 года, в котором впервые возникло «решение» о создании в Переславском крае национального парка.

— А как постановление было воспринято на местном уровне, ведь появление национального парка затрагивало интересы некоторых промышленных и сельхозпредприятий?

— Подобные решения подлежали неукоснительному исполнению, а не обсуждению. ЦНИИП градостроительства подготовил ТЭО создания парка. Исполнительный комитет Ярославского областного Совета народных депутатов его согласовал и внес в Совет Министров РСФСР на утверждение проект постановления «О создании Переславского природно-исторического национального парка в Ярославской области». Совет Министров РСФС такое постановление принял.

— Насколько известно, в 70-80-х годах Переславль был закрытым городом. С чем это было связано?

— Центром Переславского природно-исторического национального парка изначально был город Переславль-Залесский. Но в то время он был «закрытым» городом: граждане иностранных государств не имели права останавливаться здесь на ночевку. Причина — наличие в городе исправительно-трудовой колонии. А иностранные туристы и тюрьма в условиях прежней страны были несовместимы. Формировать в таких условиях туристический центр федерального значения (а статус национального парка предполагал именно такой путь развития города) не представлялось возможным. Но спущенное «сверху» решение нужно было исполнять, и ответственность по устранению данного противоречия принял на себя возглавивший Переславский горисполком Владимир Иванович Шестернев. Именно его усилиями исправительно-трудовая колония была закрыта, а её имущественный комплекс передан в муниципальную собственность. На месте колонии возник впоследствии микрорайон Молодежный.

Первые шаги парка

С момента появления на свет постановления Совета Министров РСФСР «О создании Переславского природно-исторического национального парка в Ярославской области» до момента назначения на должность его первого директора — Юрия Алексеевича Чаплина — прошло чуть меньше двух лет. Лишь летом 1990 года это назначение состоялось, и Переславский природно-исторический национальный парк стал реальностью.

— Основной состав первой команды парка был немногочисленным, — продолжил Андрей Валентинович. — Заместитель директора по общим вопросам Татьяна Ивановна Тёркина, Ваш покорный слуга — заместитель директора по научной работе, главный архитектор парка — Вячеслав Николаевич Ижиков, главный лесничий — Иван Ильич Королёв, начальник отдела контроля за состоянием окружающей среды — Светлана Ивановна Щербань.

— И каковы же были ваши первые шаги?

— Одним из основных направлений деятельности нашей команды в этот период стала разработка и согласование Положения о парке. Сложность задачи обусловливалось тем, что в СССР не было ни одного «природно-исторического национального парка». К тому же в ведении региональных органов власти. Задача была решена за одиннадцать месяцев усилиями научного отдела и созданного при парке научно-внедренческого предприятия «Парк-Сервис». Наши усилия были потрачены не зря: полученный результат не имел аналогов в России.

Вторым ключевым направлением деятельности парка в условиях ограниченности финансовых ресурсов стало поднятие его статуса, обеспечивающего дополнительное внимание и интерес к нему со стороны органов власти и общественности. И здесь мы взяли за основу утверждение о том, что «нет пророков в своем отечестве».

 

Проект «народной дипломатии»

В 1991 году наш парк посетил выпускник Университета Париж VIII Жеральд Ванштейн, который написал диплом, посвящённый Переславскому природно-историческому национальному парку и геополитическим аспектам его создания. Благодаря его труду о парке узнали в Европе.

В том же году по инициативе рабочей группы «Сохранение и управление ресурсами наследия» Смешанной советско-американской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (межправительственная комиссия) в структуре её деятельности был выделен самостоятельный проект «Управление природно-историческими комплексами». Головной организацией этого проекта от СССР был определен только что созданный Переславский природно-исторический национальный парк, а руководителем проекта с советской стороны — Ваш покорный слуга как заместитель директора парка по научной работе. Головной организацией с американской стороны стала Служба национальных парков США.

В рамках этого международного проекта в первые два года его реализации мы сумели многое что сделать. Во-первых, уже в 1991 году нам удалось сформировать совместную советско-американскую экспертную группу, в состав которой вошли ведущие специалисты Службы национальных парков США и советские специалисты, работавшие в тот период над изучением и сохранением ресурсов природного и культурного наследия Переславского края. В течение месяца экспертная группа, усиленная студентами из СССР и США (по четыре — с каждой стороны) работала на территории парка. В итоге был разработан и опубликован концептуальный менеджмент-план Переславского природно-исторического национального парка. Благодаря работе экспертной группы Переславский природно-исторический национальный парк получил известность за океаном, так как о её работе несколько репортажей сделал известный телеканал CNN.

Во-вторых, мы поставили себе цель привлечь внимание к нашему парку  местного сообщества. Нам удалось договориться об организации обмена и совместной «трудовой практики» переславских и американских старшеклассников. И эта команда в 1993 году посетила вначале Переславский национальный парк, а затем — национальные парки США. В каждой стране группа в течение месяца участвовала в работах по благоустройству территорий национальных парков, а в свободное время знакомилась с историей и природой той страны, в которой они находились. Получился проект так называемой «народной дипломатии».

А в Переславле жители впервые увидели, что Переславский природно-исторический национальный парк работает в интересах местного населения в целом и его будущих поколений в частности.

— Как я понимаю, это были не единственные инициативы первой команды парка…

— Были и другие. Напомню: в начале 90-х годов государство не имело необходимых ресурсов для развития системы заповедников и национальных парков. Поэтому о реализации каких-либо серьезных проектов за счет государственных средств мечтать было невозможно.

Эффективное сотрудничество со Службой национальных парков США позволило расширить программу сотрудничества в рамках международного проекта «Управление природно-историческими комплексами».

В планах нашей работы появились: формирование центра по подготовке и переподготовке кадров для заповедной системы СССР;  создание информационного центра заповедной системы СССР, нацеленного на разработку и создание печатной, аудио- и визуальной продукции, необходимой для популяризации заповедников и национальных парков страны. Важно подчеркнуть: оба центра планировалось создать на базе Переславского природно-исторического национального парка.

 

Планов было много, однако…

— Для того чтобы реализовывать эти договоренности, необходима материально-техническая и финансовая базы. Насколько известно, на то время у парка, как и у всей страны, с этим были серьезные проблемы.

— Эти проблемы оказались вполне решаемы. В рамках Смешанной советско-американской комиссии (а она, подчеркну, имела межправительственный статус) нам удалось договориться об оказании со стороны Службы национальных парков США финансовой и методической поддержки указанных центров. А Переславский Горисполком письменно подтвердил свою готовность передать парку для реализации указанных проектов необходимые объекты недвижимости из состава муниципальной собственности. Во многом успеху советско-американских переговоров поспособствовали результаты работы совместной экспертной группы, а также завершившийся процесс разработки, согласования и утверждения Временного положения о Переславском природно-историческом национальном парке: оно было утверждено в ноябре 1991 года решением Ярославского облисполкома. Тем же решением Ярославский облисполком распорядился передать нашему парку в постоянное пользование все сельскохозяйственные земли и лесные угодья, входящие в границы парка, а также все объекты культурного наследия в границах парка и его охранной зоны.

Немаловажную роль в переговорном процессе сыграло и решение ряда национальных парков РСФСР, принятое в декабре 1991 года по нашей инициативе, о создании Российской ассоциации национальных парков (РАНП) с размещением её штаб-квартиры в Переславле-Залесском. И это решение позволило стать нашему парку первым среди равных и тем самым мотивировать размещение указанных общесоюзных центров именно в Переславле.

Но нашим планам, к сожалению, не было суждено быть реализованными. Директор парка принял решение не брать на себя ответственность за те функции, которые вытекали из перечисленных решений и договоренностей. Очевидно, побоявшись ответственности. Время первой команды Переславского природно-исторического национального парка прошло. Она почти в полном составе покинула национальный парк.

Материал подготовила Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

восемнадцать − восемнадцать =