Между Сциллой и Харибдой

Какие перспективы несет административная реформа?

 

Свое мнение о реформе местного самоуправления высказал депутат Собрания представителей Переславского района Андрей Ватлин. Он изучил опыт реформы местного самоуправления в различных регионах Российской Федерации и проанализировал представленные депутатам материалы по административной реформе нашего городского округа. Своими выводами и мнением он поделился с нашими читателями.

 

— Андрей Александрович, с чего вообще в нашей стране началось укрупнение муниципальных образований?

— Пять лет назад Фонд «Социально-экономических и политических исследований» подготовил аналитическую записку, посвященную вопросам развития местного самоуправления в России. Одной из возможных моделей реформирования системы местного самоуправления было предложено создание «городских агломераций» как нового вида муниципальных образований. Агломерация — это часть территории субъекта РФ, создаваемая для социально-экономического развития в границах двух или более муниципальных образований.

 

— Правительство региона поддержало реформу?

— В Стратегии социально-экономического развития Ярославской области на период до 2025 года в качестве основных «точек роста» указана развивающаяся агломерация Переславского района, тяготеющая к городу Переславлю-Залесскому.

 

— Что по этому поводу говорят эксперты?

— Экспертная группа была создана из специалистов Ярославского государственного университета им. П.Демидова. Они считают, что агломерация позволит:

— осуществить эффективное самофинансирование и саморегулируемое управление муниципальными районами и регионом в целом;

— сократить количество чиновников и упорядочить деятельность служб и отделов администраций городов и районов;

— проводить согласованную и сбалансированную социальную политику как для населения сельских территорий, так и городов.

 

— Вы изучали опыт объединения городов и районов в других регионах?

— Да. Процесс объединения районных поселений в городские округа в последние годы проходил в Московской, Белгородской, Нижегородской, Тульской и Ленинградской областях, Пермском крае, Ставрополье и Республике Коми и других.

 

— И что, там всё прошло гладко, как было написано на бумаге?

— Не всегда безоблачно. В апреле 2017 года Центром поддержки и сопровождения органов местного самоуправления (он создан при российской Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ) был проведен анализ, по результатам которого эксперты пришли к выводу, что достигнуть существенного положительного эффекта от преобразования муниципальных районов в городские округа удается лишь некоторым муниципалитетам. Опыт Московской и Нижегородской областей показал, что существенно сократить расходы бюджета не удалось, т.к. основная масса работников администраций поселений, вошедших в состав округа, продолжили работать в органах местного самоуправления городских округов. Например, в городском округе Мытищи экономия денежных средств составила 500 миллионов рублей, что составляет около 5% от доходной части муниципального образования (общая численность муниципальных служащих сократилась с 850 человек до 336). Проводимая Законодательным Собранием Нижегородской области оценка преобразования муниципальных районов в городские округа спустя пару лет после преобразования позволила также сделать вывод о том, что данный способ совершенствования территориальной организации местного самоуправления не ухудшил социально-экономическое развитие территории. В Ставропольском крае первые результаты преобразования показали Минеральные Воды, где посредством оптимизации, связанной с созданием городского округа, было сэкономлено 300 миллионов рублей. В Подольске, после того как был образован городской округ, случился скандал: учителя и врачи лишились федеральных льгот, которые полагались им как сельчанам. Решить проблему удалось с помощью принятия поправки в закон, которая эти льготы вернула. Московская область стала компенсировать их за свой счет. Потенциально могут также возникать проблемы с коммунальными тарифами, а также тарифами на страховые услуги для автовладельцев.

 

— Нашим депутатам была представлена презентация административной реформы в Переславском крае. Что Вы можете сказать об этом?

— Некоторые положения, декларируемые в презентации, требуют более глубокой проработки на этапе подготовки итогового проекта муниципальной реформы.

 

— Какие, например?

— Будет ли власть доступной? Не придется ли ехать для решения проблем в Переславль? Останутся ли на местах территориальные управления, сотрудники которых будут оперативно решать проблемы?

Какова будет численность, структура и полномочия этих территориальных управлений? Как они будут формироваться? Будут ли причастны к этому процессу депутаты городского округа и будут ли они наделены правом выказать недоверие чиновникам в территориальном управлении? Не получится ли так, что мы уберем контролирующую структуру в лице муниципальных депутатов и создадим условия для роста коррупции?

В презентации отмечено, что «в новом объединенном округе все сельские населенные пункты сохранятся, следовательно — сохранятся все льготы для их жителей, так как льготы закреплены за населенным пунктом, а не за муниципальным образованием», поэтому инстанциям всех уровней, участвующих в подготовке проекта муниципальной реформы, очень важно обратить внимании на детальную проработку правовой базы, которая бы гарантировала их сохранение и исключила бы возможность возникновения ситуации, которая произошла в Подольске.

Что будет с попавшими под сокращение муниципальными служащими? В презентации отмечено: «Всем попавшим под сокращение будет оказана максимальная поддержка и помощь в трудоустройстве». Здесь также возникают вопросы. Какие именно муниципальные служащие будут сокращены, не считая аппаратов бывших советов депутатов? Сокращения будут происходить по принципу компетентности и результатам прохождения аттестационных комиссий или какому-то другому? Может быть, следует продумать программу переквалификации для сокращенных работников.

Еще одна выдержка из презентации о финансовом «оздоровлении» муниципального образования»: «у всех муниципальных районов за счет консолидации ресурсов и сокращения численности сотрудников администраций увеличивается бюджет, что позволяет участвовать в различных программах, решать самые острые, злободневные проблемы, копившиеся годами». Хотелось бы четко понимать, о каких именно программах, которые недоступны в данный момент, идет речь, чтобы иметь возможность донести эту информацию до жителей — в том числе и на публичных слушаниях, которые состоятся во всех сельских поселениях, а также в районе.

Необходимо также знать: по какому принципу будет гарантировано справедливое распределение бюджетных средств для жителей поселений и отдаленных территорий в городском округе; кто и на основании какого документа будет являться гарантом защиты прав и соблюдения интересов жителей сельских поселений и отдаленных территорий (глава городского округа, депутаты или руководители территориальных управлений)?

О «Едином тарифе для населения на теплоснабжение и водоснабжение, единой системе учета потребления ресурсов». Каким образом будет гарантирована финансовая доступность базовых коммунальных услуг для жителей сельских поселений и отдаленных территорий? Необходимо проработать механизмы, гарантирующие сохранение тарифной политики на энергоресурсы, водоснабжение и водоотведение для сельского населения.

 

— Да, вопросов, действительно, возникает очень много. И каким образом Вы планируете получить на них ответы?

— Вместе с коллегами по депутатскому корпусу будем изучать опыт успешных административных реформ в других муниципальных образованиях и выходить с предложениями к председателю Собрания представителей Переславского района В.А.Корнилову и главе Переславского муниципального района В. А. Астраханцеву. Также очень важно услышать мнение всех жителей района на публичных слушаниях, услышать их опасения и тревоги в связи с предлагаемой муниципальной реформой и учесть их при подготовке итогового проекта преобразования административных округов. Что касается моего мнения об объединении города и района, то рассматриваемая реформа должна проводиться с учетом мнений и пожеланий всех граждан, на основе тех оценок, которые люди выставляют местной власти по итогам ее работы. Для нас ведь не самоцель — объединить любыми способами. Важно, чтобы это было оптимально и шло на благо жителей. Впрочем, если будут учтены в итоговом проекте реформы все острые моменты и будут предложены эффективные механизмы их решения, то в целом реформа пойдет на пользу и жителям Переславского муниципального района, и жителям города. Например, будут сняты наболевшие вопросы о межмуниципальных автобусных маршрутах, разграничению балансовой принадлежности коммунальных сетей, доступности образовательных учреждений для жителей села, появится возможность строительства новых школ и учреждений здравоохранения, можно будет принимать участие в федеральных и региональных целевых программах для административных образований с населением свыше 50000 человек и многое другое, что действительно сможет вдохнуть новую жизнь в развитие нашего родного края. Осталось лишь успешно пройти между Сциллой и Харибдой на этапе подготовки итогового проекта преобразования и учесть в предстоящей реформе все возможные острые моменты, которые волнуют наших жителей.

Беседу вела Татьяна Костина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

13 − два =