Возродить утерянное сложно, но возможно

26 февраля в городской администрации состоялась встреча, тема которой — возобновление работы кружков технической направленности. В обсуждении приняли участие руководители школ и учреждений дополнительного образования. В краткой вступительной речи главы города Владимира Волкова прозвучало, что в городе планируется создание Центра технического творчества с различными кружками. Но для реализации этого проекта необходимы усилия не только руководства города, но и всех образовательных учреждений, в том числе и дополнительного.

Как сказала Татьяна Коняева, руководитель Управления образования, на сегодня в учреждениях дополнительного образования занимается более двух тысяч ребят, не считая воспитанников спортивных школ. Этого недостаточно, поэтому перед ними стоит задача возродить кружки технической направленности и обеспечить максимальный охват детей в возрасте от 5 до 18 лет. Это будет нелегко, но делать придется. К тому же опыт такой работы имеется — «Кванториум» и Центр технического творчества детей в Рыбинске.

— Развитие технических видов дополнительного образования детей — работа на перспективу, — сказала Татьяна Коняева. — Поэтому надо понимать, что, вкладывая деньги сегодня, результат увидим через несколько лет. Но этот результат — возможность подготовить квалифицированные кадры, которые смогут найти свое место в жизни и быть востребованными на предприятиях родного города.

Но это завтра. Пока же нам в этом направлении, как сказал Владимир Волков, нужно сделать первый шаг, то есть разработать концепцию создания Центра технического творчества и определить дальнейшие действия.

Одним из направлений этих действий — поиск кадров, способных вести технические кружки. На сегодня в школах нет ни учителей уроков труда, ни самих уроков. По мнению Игоря Вертеева, директора учреждения дополнительного образования «Перспектива», каждый ребенок должен пройти через уроки труда. В Швейцарии, например, приобщение к труду начинается с детсадовского возраста. В школах этой экономически и социально благополучной страны урок труда — предмет обязательный. В нашей стране это тоже было, но постепенно отошло на задний план, в результате сегодня далеко не каждый молодой человек может забить в стену гвоздь или заменить розетку.

В свое время в Переславле существовало множество технических кружков, таких как судомодельный, радиосвязи и ряд других, которые материально поддерживались ДОСААФ. Но организация по непонятным причинам отошла от этого, сократилось финансирование, и кружки закрылись.

— Я сам в детстве занимался в судомодельном кружке, — сказал Владимир Волков. — В советские времена подвалы домов были мастерскими, где ребята точили, пилили. Сейчас их использовать нельзя, но мы сможем найти место под мастерские и найдем деньги на оснащение, было бы только, кому вести эти кружки.

С развалом Союза исчезла база подготовки специалистов технической направленности, в которых так нуждается предприятия, в том числе и Переславля. Вместе с этим утеряна связь школ с предприятиями, когда дети не только знакомились с производством, но и проходили производственную практику. В свое время существовали и выставки технического творчества, где каждая школа демонстрировала работы детей, изготовленные на уроках труда. Однако, как заметил Игорь Вертеев, сейчас проблема не только в отсутствии педагогов, но и в детях — они абсолютно не готовы делать что-то своими руками.

— У нас есть столярные мастерские, но не можем набрать ребят, желающих заняться столярным делом, — продолжил он. — Как ни печально, но у нынешнего поколения детей, как и у их родителей, отсутствует тяга к физическому труду. Таким образом, нехватка на предприятиях технических кадров — результат отсутствия этой тяги.

Продолжая разговор о возрождении утраченного, во главу угла все же ставился вопрос привлечения специалистов, которые могли бы вести работу с детьми. По словам директоров школ, кружки могут быть и на базе их учреждений, поскольку внеурочная деятельность в них предусмотрена. Но вести их могут только педагоги. Следовательно, вопрос, где брать кадры, требует тщательной проработки. К этой работе можно привлечь специалистов, например, завода «Лит», ИПС РАН, родителей, имеющих соответствующие навыки. Но, как сказал Сергей Громов, руководитель кружка авиамоделирования, где гарантия, что года через два им не укажут на дверь, так как у них нет педагогического образования.

— Давайте начнем с малого, — сказал Владимир Волков, — с поиска преподавателей, энтузиастов из числа специалистов, которые смогут подготовить предложения, что конкретно нужно для того или иного кружка — станок, инструмент, оснащение, расходный материал и так далее. Если будут люди, готовые взяться за это дело, — найдем помещение, деньги на оборудование и на надбавки педагогам учреждений дополнительного образования, решим совместно с Управлением образования вопрос получения ими педагогического образования.

В процессе обсуждения педагоги пришли к выводу, что, используя внутренний ресурс каждой школы и при поддержке города, возродить такое направление как детское техническое творчество, можно. Было бы желание, а оно, судя по спорам участников встречи, имеется.

Тамара Быстрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 6 =