От неолита до наших дней

Не быть Иванами, не помнящими родства, — таков вывод сделали члены Совета директоров предприятий Переславля после посещения музея-заповедника. Проводить совещания непосредственно на предприятиях — традиция, которой Совет директоров следует уже много лет. Как правило, выбор места определялся каким-нибудь событием предприятия, например, расширение производства или выпуск нового вида продукции. Совещание в музее было приурочено к 100-летию со дня принятия решения о его создании.

 

Не хлебом единым жив человек

Казалось бы, какое отношение имеет музей-заповедник к Совету директоров, ведь это не предприятие с его проблемами рынка сбыта, поиска партнеров, расширения и так далее. Оказывается, имеет, поскольку не единых хлебом жив человек. Есть еще и стремление познавать окружающий мир и свое место в нем. И помогают в этом музеи как хранители духовно-нравственных ценностей.

Таких ценностей в Переславском музее 90 тысяч единиц хранения. Это одно из самых крупных собраний так называемых провинциальных музеев, однако широкой публике доступна лишь его малая часть — не более 5 процентов. В этом убедились члены Совета директоров во время осмотра экспозиций.

Сотрудники музея делают все возможное, чтобы наследие наших предков было доступно как можно большему количеству посетителей, но далеко не все в их власти. Например, решить проблему помещений, которых музею катастрофически не хватает. Выход имеется — переезд на старую площадку завода «ЛИТ», площади которой позволят не только значительно расширить имеющиеся экспозиции, возродить давно закрытые и создать новые, но и построить работу музея так, чтобы он стал культурно-образовательным центром Переславля. Увы, с момента выхода Указа Президента РФ, по которому занятые в свое время музеями храмы и монастыри должны быть возвращены церкви, прошло пять лет. На дворе 2018 год — срок исполнения Указа, однако вопрос переезда Переславского музея, который почти 100 лет находится в Горицком монастыре, так и не решен. Перед тем, как приступить к обсуждению данной ситуации директора предприятий познакомились с основными экспозициями музея, а также увидели несколько недавно отреставрированных предметов, которые ждут своего часа, чтобы занять место в музейных залах. Один из таких предметов — портрет семьи Повалишиных. В музей картина поступила из деревни Семендяйка — имения Елизаветы Журавлевой, внучки известного флотоводца Иллариона Повалишина и последней хранительницы фамильных портретов. Из-за нехватки выставочных площадей картина долгое время хранилась в запасниках, в результате пришла в такое состояние, что на реставрацию потребовалось почти два десятка лет и порядка 800 тысяч рублей. На вопрос, чем ценна картина, раз музей пошел на такие расходы, Светлана Рубцова, заместитель директора по науке, ответила, что она не просто часть коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков, а одна из самых ранних по написанию, поэтому являет особую культурную ценность.

Как видим, реставрация — дело долгое и затратное. Например, на реставрацию дивана и стола из имения дворян Самсоновых (Бектышево), которая также велась несколько лет, потребовалось 600 тысяч рублей. По словам директора музея Галины Петровниной, переезд на территорию завода «ЛИТ» позволит иметь собственные реставрационные мастерские, а значит, сократить сроки и уменьшить затраты. Более того, у музея появится возможность принимать заказы со стороны и на этом зарабатывать, направляя деньги на развитие музея.

 

Площадка завода — наша мечта

— Мы каждое здание, каждый уголок уже расписали — что и где будем располагать, — продолжает Галина Михайловна. — У нас огромная коллекция археологических находок XII-XIII веков, и мы знаем, где ее разместить. Знаем, где будет экспозиция предметов одного из самых больших отделов музея, рассказывающих о первобытнообщинном строе нашего края, закрытая еще в 70-х годах. Мы сможем развернуть историческую экспозицию о роли и значении города Переславля-Залесского в становлении Российского государства. Появится этнографический отдел, который отразит внутреннее устройство крестьянской избы, хозяйственных построек, покажет основные промыслы. В обрядовом зале посетители познакомятся с историей и особенностями переславских обрядов и праздников. Отдел естественной истории покажет все многообразие коллекций музея с доисторического периода до современных достижений науки. Новые просторные залы получила картинная галерея имени Дмитрия Кардовского не только для экспозиции уже известной коллекции живописи, но и произведений современного искусства. Художественную тему продолжит комплексная культурологическая экспозиция с древнерусским и декоративно-прикладным искусством, с коллекциями старопечатных и рукописных книг. Появятся залы частных коллекций и галерея современных художников, о которой давно мечтают местные и столичные фотографы и живописцы. Территория старой площадки завода и ее корпуса также станут экспонатами, иллюстрирующими историю переславской промышленности. Музей станет совершенно иным. В центре города, на берегу Трубежа, появится современный многофункциональный музейный комплекс.

 

Суждено ли сбыться этим мечтам?

— Вопрос с переездом давно можно было решить, — говорит Николай Шилов, генеральный директора завода. — Тем более что более трети денег, которые мы просим за эту территорию, остается в бюджете области, кроме того, предлагаем рассрочку. Если бы я был владельцем завода, то отдал бы бесплатно, но предприятие — акционерное общество, и я не вправе так поступать.

Вариант с рассрочкой вполне приемлем, но правительство области продолжает занимать выжидательную позицию. Благо выселить музей в никуда никто не имеет права — только при предоставлении других площадей, а таковых пока нет.

Мнение главы города Владимира Волкова — строить новое здание. Сразу возникает вопрос — где.

Как рассказала Галина Михайловна, разговор о строительстве идет давно. Рассматривались и места — Касарка, курорт «Золотое кольцо» и даже луговина, то есть так называемая Переславская Венеция, на которой настаивает глава города Владимир Волков. По ее мнению, ни одно их них не подходит. Первые два — из-за отдаленности от города, третье — низина. Хоть и осушили территорию, но строить там музей, значит, обречь все его собрание на постепенное уничтожение. Ведь музей, это не только выставочные залы, это в первую очередь запасники, то есть места хранения экспонатов. Требования к ним очень жесткие: никакой влажности (а при близком соседстве с озером это неизбежно), никаких перепад температур. Олово, например, при низких температурах рассыпается, а дерево при высоких — рассыхается и так далее. Корпуса завода тоже на берегу реки, но на высоком, к тому же стены такой толщены, что им никакая влага не страшна. На худой конец, можно построить и новое здание, но, если соблюдать все требования, то выльется это в сумму, намного превышающую ту, что просит «ЛИТ». Пример тому Истринский музей-заповедник. На строительство для него новых площадей потребовалось более миллиарда.

Есть еще один козырь, который Владимир Волков приводит против территории завода — парковка. Она, по его словам, слишком мала. Мнение же музейщиков иное: территория завода настолько большая, что со стоянкой никаких проблем не будет. К тому же есть практика парковки туристических автобусов, которая используется в Европе. Автобус довозит туристов до места назначения, высаживает и уезжает в так называемый отстойник, а через определенное время возвращается и забирает пассажиров. Кстати, в Переславле, который мы хотим превратить в туристическую Мекку, такие парковки будут просто необходимы.

 

Фонды музея неделимы

Как рассказала Галина Петровнина, музей активно участвует в различных выставках. Экспонаты из его собрания выставлялись в Третьяковской галерее, Эрмитаже, в Русском музее. Но где бы они ни были, возвращаются в свой музей. Правда, в 20-е годы это не соблюдалось, в результате ряд вещей, взятых, например, на реставрацию в Третьяковку или Эрмитаж, там и остались. Сейчас это невозможно. Есть указ, подписанный еще Борисом Ельциным, по которому музейные коллекции неделимы.

— Прежде чем какая-то работа покинет музей, составляется масса документов, — поясняет Галина Михайловна. — Кроме того, заносим ее в специальную программу с полным описанием и фотографией. В последние годы требования ужесточились, ни одна работа, будь то живопись, предмет этнографии или археологии, не может покинуть стены родного музея, даже на реставрацию без страховой оценки, которую музей перед отправкой должен оплатить в обязательном порядке. Причем оценка делается специалистами экспертной комиссии, которая имеется только в Третьяковской галерее, в Русском музее и в Эрмитаже. Что касается дальнейшей судьбы нашего музея, то мы выражаем глубокую признательность Совету директоров предприятий города за высокую оценку нашей работы и надеемся на дальнейшую поддержку в деле сохранения историко-культурного наследия Переславского края.

Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

2 × 4 =