Мы — не дойные коровы и не лохи…

Интересно, кем считают коммунальщики жителей многоквартирных домов? Дойными коровами, которых можно безнаказанно доить, или лохами, как при игре с наперсточником, когда выигрыш одного из игрока в принципе невозможен, потому что шарика под наперстком нет? Именно такие мысли посещают думающих собственников жилья, когда обстоятельства заставляют взаимодействовать с коммунальными службами, будь то управляющие компании, электрики, сантехники и прочие, по установленным ими же правилам, когда в выигрыше всегда остаются последние. Как-то работники коммунальных служб забыли, что все, что они делают в доме — не благотворительность, а оплачивается именно жильцами, иногда по неоправданно завышенным тарифам. Ситуация, описанная ниже, произошла в конкретном доме, обслуживаемом конкретной организацией, но мы не будем ее называть, потому что подобное могло случиться в любом другом доме и с любой другой УК. Но герои этой публикации, несомненно, узнают себя.

В прошлом году, в конце лета, дом, о котором идет речь, попал в инвестиционную программу по замене приборов учета электроэнергии на современные, позволяющие дистанционно снимать показания. Жители на общем собрании проголосовали за участие в этой программе. Руководство управляющей компании, по чьей инициативе дом был включен в инвестпроект, твердо заверило, что счетчики будут установлены до конца года, а жителям, у которых по разным причинам приборов учета не было и собиравшихся их установить в ближайшее время, убедили не торопиться. Люди успокоились и принялись ждать обещанного. Ожидание затянулось на полгода. Ждали бы и дольше, если бы в один далеко не прекрасный день собственникам, поверившим руководству управляющей компании, не принесли счета за электроэнергию с заоблачными суммами, в несколько раз превышающими норматив, по которому они оплачивали потребление на протяжении нескольких последних лет. Причем, и это принципиально, ресурсоснабжающая организация произвела перерасчет с подачи управляющей компании. С вопросом, имелись ли основания для подобного перерасчета, сейчас разбирается прокуратура — это тема отдельного разговора.

Совет дома, к которому обратились возмущенные жильцы, решил уяснить, так когда же будут установлены новые счетчики и, естественно, первым делом обратились в свою управляющую компанию, но внятного ответа так и не получили, а на письменные обращения эта компания вообще не имеет привычки отвечать. Решили пойти другим путем — выяснить, на основании чего жильцы вообще думают, что вступили в программу, не водят ли жителей за нос, чтобы срубить побольше денег за электричество, пока наивные граждане будут ждать установки мифических счетчиков. Оказалось, что в МКУ «Центр развития города» имеется письмо, где дом, действительно, включен в программу, но больше ничего конкретного сообщить не смогли. В ПАО «ТНС энерго», которое отвечает за реализацию проекта, со старшей по дому вообще разговаривать не стали — это их обычная манера, так что тут ничего удивительного нет. Ничего по поводу замены счетчиков не смог пояснить и заместитель главы города по ЖКХ, но он хотя бы подсказал алгоритм действий и обещал разобраться.

Тогда жители обратились напрямую в Департамент ЖКХ, чтобы понять для себя — ждать установки приборов за счет поставщика электроэнергии или плюнуть на программу и установить их за свой счет, потому что плата по счетам ПАО «ТНС энерго» пробивает ощутимую брешь в их кошельках. Ответ из департамента был однозначным — дом в программу вступил, никакие перерасчеты или увеличение тарифов в период ожидания установки счетчиков с дистанционным снятием показаний в рамках инвестпрограммы незаконен. Тем не менее, в январе, получив очередной счет с шокирующими цифрами, люди спешно начали устанавливать приборы учета, потому что веры не осталось никому. Было желание даже направить официальное письмо в УК, администрацию и ПАО «ТНС энерго», что дом отказывается от участия в программе с указанием причин. Но не успели. На минувшей неделе вечером на подъезде дома появилось объявление, что утром следующего дня начнут устанавливать приборы учета и поэтому весь день не будет света. Тут надо пояснить, что для жителей этого дома электроэнергия — не только возможность посмотреть любимый сериал, но и жизненно важный ресурс, поскольку дом не подключен к газу, и без света ни поесть, ни даже чаю попить нельзя.

Объявление появилось, как сказано выше, накануне вечером, когда многие жители уже вернулись домой, а некоторые вообще в тот день из дома не выходили. Так что отключение света на целый день для них стало неприятной неожиданностью, поставив перед фактом. Как выяснилось позже, объявление повесили электрики — спасибо им за это, а вовсе не управляющая компания. Почему она пренебрегла своими обязанностями? Напрашивается две версии и обе нехорошие. Первая, что управляющей компании глубоко наплевать на жильцов, которые, как уже говорилось выше, являются их работодателями, другая — ПАО «ТНС Энерго» даже не уведомило УК о том, что выходит на дом, чего не должно быть в принципе. По словам компании, устанавливающее приборы учета, они специально заезжали в офис управляющее компании, чтобы им дали специалиста от обслуживающей организации, но никто так и не появился.

Кстати, в ходе разбирательства выяснилась еще одна существенная деталь. Оказывается, электрики проводили предварительный осмотр электросетей и пришли к выводу, что нужно поменять всю проводку в доме перед установкой счетчиков и именно с этим была связана задержка с установкой приборов учета. Но якобы управляющая компания отказалась это делать, надо думать, сославшись на отсутствие денег на счету дома. Хотя жители, возможно, собрали бы средства на замену проводов, но к ним с этим предложением не сочли нужным обратиться. Вот такое отношение к собственникам. Хотя надо полагать, что где-то мы сами виноваты, если столько лет позволяли обманывать себя, позволяли не считаться с нами, не требовать планов и отчетов, на что потрачены наши деньги. А потом искренне удивляемся — платим, платим, а в доме ничего не делается. Тут есть над чем задуматься…

И еще. На уровне федерации, региона принимаются порой хорошие программы, которые призваны сделать нашу жизнь проще и комфортнее. Но если в цепочке исполнителей находится хоть одно гнилое звено, любые благие намерения будут дискредитированы в глазах населения.

Елена Фролова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

20 − восемнадцать =