Положить конец неопределенности

17 ноября в городской администрации состоялся круглый стол, на котором обсуждался один из самых важных для города и района вопрос — развитие муниципальных образований в условиях нахождения их в охранной зоне НП «Плещеево озеро». Вопрос столь значимый, что участие в обсуждении приняли как руководство Переславля, района, национального парка, так и представители Минприроды РФ, областного Департамента окружающей среды, а также бизнес-сообщества и общественности.

Для города и района нахождение в охранной зоне национального парка — проблема из проблем. Любая хозяйственная деятельность, будь то реконструкция старого или строительство нового производственного корпуса, возведение жилого дома либо какого другого объекта, не говоря уже о появлении новых предприятий, требует согласования с Министерством природы. С одной стороны, требование вполне законное, но, как показывает практика, применение его не всегда оправдано. Одно дело — строительство предприятия, деятельность которого в той или иной степени может сказаться на экологии, и сосем другое — складского помещения, например, для металлоконструкций, причем в виде пристройки к уже согласованному объекту. Кстати, на двойное согласование обратил внимание и начальник Управления архитектуры и градостроительства Артем Цымбалов. Как он пояснил, хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность на основании согласованного с Министерством природы плана развития города. То есть они располагаются на участках с необходимым им и уже согласованным видом использования. Зачем согласовывать по второму кругу, непонятно, как и то, почему чиновники Минприроды подгоняют всех под один аршин. Напрашивается единственный вывод — нужен документ, который бы позволил уйти и от этого «аршина», и от второго круга согласования. Разговор об этом ведется давно, причем на разных уровнях власти, однако воз и ныне там. Совещание, которое состоялось 17 ноября — еще одна попытка сдвинуть этот воз. Соответственной была и тема: «Реализация Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части согласования социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территории Национального парка».

Основным охраняемым объектом национального парка является Плещеево озеро. От того, в каком состоянии будут находиться окружающие его территории с их речками и ручьями, зависит не только жизнь флоры и фауны, но и самого водоема, который пока еще остается одним из самых больших и чистых в центральной части России. Состояние же его на сегодня далеко не радужное. Причины известны всем и каждому — загрязнение отходами жизнедеятельности населения, которые из-за плохой работы канализационной системы, а то и полного ее отсутствия, сбрасываются либо на ландшафт, либо в ближайшие канавы, ручьи и реки. Просматривается некий парадокс. Минприроды в лице НП «Плещеево озеро» делает все, чтобы на охраняемой территории было как можно меньше объектов, наносящих ей вред. Но, накладывая вето на появление новых предприятий и прочих объектов, они лишают территорию развития, благодаря которому были бы построены канализационные системы, реконструированы очистные сооружения и уделено должное внимание экологии. Как сказал глава Переславля Владимир Волков, поддерживая идею принятия документа, регламентирующего некоторые статьи закона, речь идет не о строительстве химического либо другого предприятия с его вредными для экологии выбросами.

— Город — живой организм, который должен развиваться, — продолжил он. — Например, на следующий год планируется строительство семи котельных. Ждать полгода, а то и год согласования на это строительство, значить, затягивать сроки сдачи. На очереди новая школа, бассейн, и опять ожидание? Нам крайне необходим алгоритм, регламент согласования, прозрачная система взаимоотношений между нами, министерством и национальным парком.

Представители Министерства природы в принципе с этим согласны, но закон и положение о НП «Плещеево озеро» неумолимы: получение разрешения на строительство и согласование деятельности обязательны, поскольку этим преследуется главная цель — снижение антропогенной нагрузки на природные ресурсы охраняемой территории. И тут неважно, какой объект планируется построить, надстроить или реконструировать. Правда, могут быть исключения, например, строительство новой дороги, поскольку этот объект городу крайне необходим. Но, как известно, исключения только подтверждают правило.

Попытка изменить сложившуюся ситуацию на федеральном уровне дала некий сдвиг. Министерству природы РФ дано поручение начать подготовку нормативно-правовых актов, регулирующих порядок решения вопросов социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, находящихся на территории национального парка и его охранных зонах. Что собой будет представлять этот порядок, неизвестно, поэтому на заседании круглого стола было предложено либо четко определить министерству задачу по внесению изменений или дополнений, либо выйти с этим на правительство РФ. Как сказал представитель областного Департамента охраны окружающей среды Юрий Фирсов, другого пути решения этой проблемы нет. И все же, по мнению большинства участников встречи, есть еще как минимум два: трехстороннее соглашение или внесение некоторых изменений в Положение об охранной зоне НП «Плещеево озеро». Как видим, варианты имеются, так что выбирать есть из чего. Главное, было бы желание у чиновников Минприроды довести дело до логического конца.

Тамара Быстрова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

пять × три =