Захватчики или спасители?

На днях 85 обучающихся начальных классов школы №3 приступили к учебе в новом для них корпусе, в котором ранее располагалась школа №8 — специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.

Когда появилась информация о намерениях Управления образования закрыть школу №8, в обществе развернулась острая дискуссия. Защитники школы утверждали, что закрытие уникального учебного заведения, в котором получали образование, скажем прямо, отпетые хулиганы и двоечники, чуть ли не преступление перед такими подростками, так как теперь они окажутся на улице, а там и до тюрьмы недалеко. Учеба в этой школе давала им шанс стать законопослушными гражданами и принести пользу обществу. На мой взгляд, заявление весьма спорное, лично мне ближе позиция тех, кто считает закрытие школы №8 неизбежным и закономерным веянием времени. В то время, когда школы города ощущают острую нехватку помещений, в просторном и удобном здании в последний год училось всего девять детей. На это противники закрытия школы предлагали открыть региональный ресурсный центр, где могли бы повышать квалификацию психологи, дефектологи, социальные педагоги и другие специалисты, поскольку у школы накоплен богатый опыт работы с трудными детьми. И если обучающихся из Переславля недостаточно, в ней могли бы обучаться трудные подростки из других регионов.

— Это действительно была уникальная школа, и на ее базе в свое время можно было сделать центр социальной адаптации типа «Бригантины», что в Нагорье, для этого тогда были все ресурсы. Почему же его не сделали? — задается вопросом директор школы №3 Жанна Юрьевна Рюмина и сама же на него отвечает: — Потому что школа перестала развиваться. Для ее сохранения нужно было найти свое место в системе образования…

Школа №3 в 2008 году также была на грани закрытия. Уже были планы перевести ее под начальный корпус школы №1. Об управленческих решениях того, далекого 2008 года, Жанна Юрьевна рассказывает с нотками горечи в голосе. Это было время выживания, время, когда денег не хватало ни на что. Были урезаны все надбавки, а в школу принимали всех без исключения. Как это ни странно, выход из данной ситуации лежал на поверхности. В южной части города — всего две школы — №1 и №2, обе могут позволить себе выбирать учеников. А что делать детям, не имеющим особых способностей и талантов, детям с педагогической запущенностью?

Три года боролись со сложившейся ситуацией, пока не пришли к пониманию, с какими детьми могут работать. Это не только обычные дети, но и дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 открыли три дошкольные группы, одна из них — «Особый ребенок», в которой очень нуждались родители детей, имеющих два и более диагноза. Дело пошло. Со временем были открыты два класса-комплекта для детей с умственной отсталостью, где планировали обучать детей из дошкольной группы «Особый ребенок».

— Конечно, можно было направить их в коррекционную школу в поселке Молодежном, но эти дети привыкли к школе, к учителям, к зданию школы, мы привыкли к ним. Перевод таких детей в другое учебное заведение — дополнительный стресс для них и их родителей. И снова принималось очередное управленческое решение. Сейчас эти классы-комплекты работают в экспериментальном режиме. Набор в них ограничен, перевод осуществляется только из классов своей же школы.

Открытие дополнительных классов для детей с ограниченными возможностями здоровья также помогло тогда выжить школе. Педагоги школы №3 уже около двадцати лет работают с такими детьми и накопили достаточный опыт работы, чтобы им делиться. Это востребовано и сейчас, когда обучение детей с ограниченными возможностями инвалидов Минобразования считает одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.

— В школе работают дефектологи, психологи, социальные педагоги, все они постоянно повышают свою квалификацию как очно, так и дистанционно. И если мы можем помочь, то это нужно сделать любой ценой, чтобы эти дети могли социализироваться в обществе, — замечает Жанна Юрьевна.

Сейчас в школе обучаются дети, прикрепленные по прописке, а также те, кто не смог обучаться в других школах. В школу приходит большое количество детей-мигрантов. Три года назад было выявлено 17 этнических принадлежностей. Таким образом, школа №3 взяла на себя то, для чего существовала школа №8 — дать образования детям, имеющим трудности в обучении.

— Все дети отличаются по уровню развития, но в нашей школе учителя стараются дать необходимый объем знаний всем обучающимся, даже тем, которые пришли из других школ, не справившись с нагрузкой. Я придерживаюсь точки зрения, что в школе нужно создать, прежде всего, комфортные условия для ребенка. Оценки — не главное. Если ребенку в школе комфортно, то у него появится мотивация к учебе. Конечно, показатели успеваемости в нашей школе ниже, чем в других учебных заведениях, но и сравнивать их некорректно. У нас свои задачи — предоставить возможность получить основное общее образование всем детям, и школа с этим справляется.

Педагогическому коллективу удалось найти «свое место под солнцем» в системе образования. Школа из «тонущей» перешла в позицию «борющейся» и стала востребованной.

Мы встретились с директором школы №3 Жанной Юрьевной Рюминой в день, когда в младшей школе готовились отмечать День учителя. Жанна Юрьевна провела по зданию, где раньше располагалась школа №8, а теперь учатся младшие школьники и коррекционные классы. В некоторых классах еще шли уроки, в других ребята репетировали свое выступление для праздничного концерта. Тем временем в просторном холле самых маленьких учеников педагоги развлекали веселыми играми и конкурсами. На лицах ребят было написано, что такая школа им очень нравится. Было тепло и в меру шумно — школа жила своей нормальной жизнью.

— Благодаря тому, что у нас появилось новое здание, мы смогли перевести на обучение в первую смену почти все младшие классы, — рассказывала Жанна Юрьевна. — Только 2«А» класс вынужден учиться во вторую смену, но это связано с тем, что не хватает учителей младших классов и один педагог ведет два класса: 1«Б» и 2«А».

Помещения, в которых расположены классы, небольшие, но для двадцати учеников их вполне хватает. Правда, пока только в одном классе стоят небольшие компактные столы, в других — парты, размеры которых велики для малышей, но их замена, с энтузиазмом замечает Жанна Юрьевна, — дело времени. Класс для детей с ограниченными возможностями здоровья, где обучается десять ребят, небольшой, но очень уютный. В этом помещении они чувствуют себя по-домашнему комфортно.

Показывая, как за такой короткий срок удалось обжить новое помещение, Жанна Юрьевна поделилась планами развития школы №3, которое стало возможным с появлением новых помещений.

— В здании школы №3 очень мало места, у нас даже учительской нет, во всех помещениях идут уроки, приходилось иногда даже задействовать коридор.

В новом здании Жанна Юрьевна показала раздевалку, учительскую, где пока стоит только один стол, комнату, где персонал может отдохнуть за чашкой чая, туалетные помещения, каких нет ни в одной школе. Остаются незадействованными помещения спален, но пустовать они будут недолго. На базе школы №3 работают десять городских кружков, кроме того, школа имеет лицензию на собственную деятельность, направленную на развитие дополнительного образования. На выигранный грант уже закупается профессиональное оборудование для киностудии, а также спортивные тренажеры. Идут переговоры с Т.К.Шариковой, председателем переславского отделения общества инвалидов, об организации шахматного клуба, преподавать в котором будут члены ВОИ.

В планах — открытие школы по изготовлению изделий из глины «Мастерская ремесел». Этот проект также планируется реализовать совместно с обществом инвалидов. Такого рода деятельность полезна для всех, но особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. И, наконец, предполагается, что в школе №3 будет базироваться «Клуб юных моряков», возглавлять который Жанна Юрьевна хочет пригласить Павла Викторовича Тимофеева, который стоял у истоков создания этого клуба. Таким образом, морское дело не умрет после ухода руководителя «Клуба юных моряков» Ирины Коноплевой.

На очереди проект, который уже реализуется в Москве в «Лицее «Ковчег-XXI» Рустама Курбатова и получил поэтическое название «Перелетные дети». Он касается детей, приехавших из стран ближнего зарубежья, и своей целью являет углубленное изучение русского языка путем полного погружения в русскоязычную среду. Из-за недостаточного знания языка такие дети испытывают трудности в обучении. Во время осенних каникул в течение пяти дней они будут в игровой форме изучать русский язык.

Хотелось бы отметить еще один плюс реорганизации школы №3. За зданием школы №8 находится большая территория, на которой можно разместить спортивную площадку. Этой площадкой будут пользоваться не только школьники, но и воспитанники расположенного рядом детского дома, которые, кстати, являются учениками школы №3.

— В школе сложился очень хороший коллектив единомышленников, поэтому уверена, что у нас все получится, — сказала в завершении встречи Жанна Юрьевна.

А что же со школой №8, какая судьба ждет ее коллектив?

Как пояснила Жанна Юрьевна, в настоящее время завершается процесс реорганизации школы №3 путем присоединения к ней школы №8. Движимое и недвижимое имущество школы №8 уже передано школе №3. Все сотрудники, а это два сторожа, уборщица и три педагога, трудоустроены, они приняты в школу №3. В середине ноября школа №8 как юридическое лицо будет ликвидирована.

Елена Фролова.

Author: Елена Светлая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

12 + 4 =