ЖКХ: разговор о наболевшем

 

Ревизоры

В Переславле с проверкой побывали инспекторы областного Департамента государственного жилищного надзора. Пункт остановки — микрорайон Чкаловский. Здесь жители пятиэтажки под №42 уже несколько лет страдают из-за затопленного подвала и периодически протекающей крыши. Проблемы не могут решить уже не один год. По словам коммунальщиков, нужен капремонт всей канализационной системы микрорайона. Инспекторы же отметили — для начала нужно провести экспертизу и установить точные причины.

Все проблемы жильцам и представителям управляющей компании предложили обсудить на форуме «Ярославский управдом». По поручению губернатора Дмитрия Миронова подобные встречи прошли уже в нескольких районах региона.

zkh-1

Активистов мало

В Переславле форум «Ярославский управдом» состоялся в минувший четверг. Как пояснили его организаторы, представители правительства области и АСЖ «Ярославия», форум — это своего рода площадка для разговора собственников жилья, коммунальщиков и органов местного самоуправления о самых актуальных проблемах ЖКХ и совместный поиск их решений.

Основной поток жалоб переславцев, как, впрочем, и жителей других муниципальных образований, которые они рассылают во все инстанции, связан с некачественными коммунальными услугами. Причем это не только длительное отсутствие горячей воды или едва теплые батареи, но и протекающие крыши, плесень в квартирах и коридорах, вода и канализационные стоки в подвалах, отваливающиеся куски штукатурки и многое другое, что делает жизнь людей не только некомфортной, но и небезопасной. Немало таких жалоб и в областном Департаменте государственного жилищного надзора, одного из организаторов форума «Ярославский управдом». Как сказала директор департамента Елена Скоробогатова, ни одна из них не остается без внимания. При необходимости осуществляются выезды на места, выдаются предписания, устанавливаются сроки устранения недоделок или неисправностей, нерадивым и не спешащим исправить свои ошибки — выписывается штраф. Так что меры принимаются, но этого, по ее мнению, недостаточно. Нужна активность самих жителей, причем не только в качестве стороннего наблюдателя с последующим написанием жалоб, а непосредственного участника в решении коммунальных проблем — контролировать их устранение и жестко спрашивать за «огрехи». Все это — законное право собственников жилья, однако пользуются им далеко не все. Одни — потому что не знают, другие — не хотят, считая, что подобное «вмешательство» — себе дороже. В результате имеем то, что имеем.

 

Курс на обновление

Желающих принять участие во встрече с представителями правительства области оказалось довольно много, причем не только из числа горожан, но и жителей района. Причина, побудившая к этому, была одна — низкое качество оказываемых ЖКУ. Но люди, собравшиеся в актовом зале городской администрации, пришли не только для того, чтобы в очередной раз поведать о своих бедах и получить обнадеживающий ответ. Их интересовало, каким образом они могут влиять на нерадивых исполнителей коммунальных услуг — ТСЖ, управляющие компании, организации, ведущие ремонтные работы, как войти в программу благоустройства дворов и программу капитального ремонта, за что конкретно начисляется ОДН, как быть, если на одну и ту же услугу счета приходят от разных организаций, и так далее.

Как сказала Елена Скоробогатова, девиз форума — «ЖКХ меняется» — не случаен. Нынешний год ознаменовался рядом нововведений, которые касаются жилищно-коммунального хозяйства. Например, внесены изменения в закон об ОДН, согласно которым уже с августа нынешнего года начисление платы за содержание общедомового имущества рассчитывается не по нормативу, а по показаниям счетчиков. Правда, не везде. В домах, где нет общедомовых приборов учета, а таких в Переславле, а тем более в районе, довольно много, расчет будет проводиться по прежней схеме — по нормативу. По мнению специалистов, эти изменения позволят снизить размер платы за ОДН. При этом жители имеют право выбора наиболее приемлемого для них варианта начисления, и протокол с решением общего собрания является обязательным для исполнения управляющей организацией.

Еще одно нововведение, касающееся каждого собственника, на которое обратили внимание на встрече, — обязательное обслуживание газового оборудования, находящегося в квартирах. С недавних пор за его состояние отвечает собственник жилья, следовательно, заключение договора на техническое обслуживание обязательно. Причем заключить его можно как на все квартиры, так и на каждую в отдельности. Это также решается на общем собрании. С декабря прошлого года на собственников, которые отказываются заключать договор, возлагается административная ответственность, и поставщик газа вправе отказать ему в этой услуге.

 

О злободневном

Информация об этих и других изменениях и дополнениях, касающихся системы ЖКХ, с которой знакомили организаторы форума, прерывалась вопросами из зала. Их было немало, еще больше в записках, поданных в президиум собрания. При этом каждый вопрос был своего рода криком души о наболевшем. Например, информация представителя регионального Фонда капитального ремонта о задолженности по оплате (по Переславлю оплата — менее 80 процентов), о том, какое количество домов будет отремонтировано в нынешнем году и какие работы планируются на следующий, прерывалась вопросами, большинство из которых касалось качества капитального ремонта. В частности, ремонта кровель. Судя по многочисленным жалобам, протечек на отремонтированных крышах становилось больше, чем было до ремонта. От некачественного ремонта, например, страдают жители домов №№ 2 и 10 по улице Разведчика Петрова, №№ 20 и 28 по улице Ростовской, №3 по Первомайской и ряда других. С кого спрашивать? Как правило, подрядчик, едва сдав объект, бесследно исчезает.

Судя по ответу представителя регионального Фонда капитального ремонта, с недавних пор ситуация не так уж и безнадежна. Фонд имеет организацию, которая устраняет недоделки подрядчика. Что касается затрат, то стоимость ущерба и повторного ремонта выставляется подрядчику, если же он бесследно исчезает, то расходы по устранению недоделок берет на себя фонд. За исключением тех случаев, когда ремонт оплачивается средствами спецсчета. Жители, избравшие этот метод накопления денег на капитальный ремонт, сами подбирают подрядчика, проектируют, отслеживают ход работ и за свой же счет устраняют недоработки подрядчиков.

— У нас в поселке Дубки много домов, которые требуют капитального ремонта. Но чтобы их включить в список ремонтируемых, необходим акт технического обследования, который стоит немалых денег. Жители домов в основном пенсионеры, и оплатить эту работу они просто не в состоянии. Как быть? — задала вопрос жительница поселка Александра Саватеева.

Увы, ответ пока не утешительный: либо за счет жителей, либо за счет местного или областного бюджетов.

Вопросов было немало. Об оплате за воду, которая используется для мытья мест общего пользования; за освещение подвалов и чердаков, которого на самом деле нет; о подделке протоколов общего собрания; о том, как быть, если на оплату выставлены квитанции от разных организаций; имеет ли право управляющая компания поднимать тарифы за содержание дома по своему усмотрению; как попасть в программу благоустройства дворовой территории и так далее. Ответы были исчерпывающими. Например, если в подвале нет освещения, то спрос за это с управляющей компании — нужно потребовать, чтобы она устранила этот недочет. В отношении же подделки протоколов, то тут прямой путь в правоохранительные органы. Как пояснила Елена Скоробогатова, согласно Жилищному кодексу, собственники вправе обжаловать такой документ в суде. Что касается поднятия управляющей компанией платы за содержание жилья в одностороннем порядке, то такого права у нее нет. Это можно сделать только с согласия общего собрания жителей дома, причем один раз в году. Согласно жилищному законодательству, изменение размера оплаты может произойти и по решению органа местного самоуправления, однако и это решение необходимо будет обсудить на общем собрании.

 

Новые песни на старый лад

Довольно неуютно чувствовали себя на встрече представители управляющих компаний. Большинство жалоб, с которыми горожане обращались в правительство области и прочие инстанции, а также которые были подняты на форуме, связаны с их деятельностью. Так что на данном мероприятии им, по сути, пришлось держать ответ за все свои промахи. Самое печальное, что, сменив название на новое, избавившись таким образом от прежних долгов как ресурсникам, так и жителям домов, находящихся в их управлении, УК начинают копить новые. Изменяют же название своих фирм (зачастую это лишь некое изменение в аббревиатуре) для того, чтобы получить, как того требует законодательство, лицензию на право предпринимательской деятельности по оказанию коммунальных услуг. При этом обвинять их в нарушении законодательства нельзя. Однако, как сказал председатель АСЖ «Ярославия» Альфир Бакиров, лицензионной комиссией принято решение: если компания не закрыла свои старые долги, лицензия выдаваться не будет. Это тоже противоречит закону, поэтому несогласные могут обращаться в суд, и пусть уже он разбирается, на каком основании такая компания сменила название и продолжает работать.

По словам Елены Скоробогатовой, на сегодня ее департаментом проведено в отношении управляющих компаний Переславля и района более 250 проверок, выдано порядка 140 предписаний, возбуждено около 80 административных дел и выставлено штрафов почти на 2 миллиона рублей. Из общего количества предписаний практически половина не исполняется.

Для наглядности сказанное сопровождалось снимками, сделанными во время выездов по жалобам горожан. Только под угрозой больших штрафов управляющие компании начинают штукатурить, красить, откачивать воду из подвалов. Были продемонстрированы и видеосюжеты, также снятые по жалобам жителей домов. На одном — угол комнаты, покрытый плесенью, которая, несмотря на все старания хозяйки квартиры от нее избавиться, появлялась вновь и вновь. По словам руководства компании, хозяйка виновна в этом сама — срезала радиатор отопления. Однако молодая женщина, мать двоих детей, которая также присутствовала на форуме, продолжала настаивать, что причина плесени не в отсутствии батареи, а в нарушении теплоизоляции стены. Каждая из сторон старалась доказать свою правоту. Это перепалка на виду у всего зала очень напоминала кухонную склоку соседей по коммунальной квартире. В итоге выяснилось, что хозяйка квартиры, а также (с ее слов) и другие жители дома хотят сменить эту компанию на другую…

Не на все вопросы были получены ответы сразу, так как многие требовали предварительного рассмотрения поднятой проблемы и ее причин. Но все они, как письменные, так и устные, фиксировались протоколом и, по заверению организаторов форума, будут рассмотрены и на них будут даны ответы. Закончился же форум призывом к коммунальщикам — качественно выполнять свою работу и тем самым дать возможность людям жить в комфортных и безопасных условиях. Как сказала Елена Скоробогатова, чтобы это стало возможным, нужно наладить четкую взаимосвязь между всеми звеньями этого процесса: собственниками жилья, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями и органами местного самоуправления.

Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

19 + четырнадцать =