Росреестр: что это такое и как это работает?

С марта 2009-го года в России работает Росреестр, или Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. О том, что изменилось в организации регистрации прав собственности на недвижимость, рассказала руководитель переславского отдела Управления Росреестра по Ярославской области Ирина Александровна Макарова.

 

— Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие задачи стоят сегодня перед территориальным отделом?

— Сегодня на Росреестр возложен значительный объем полномочий, среди которых государственный кадастровый учет объектов недвижимости. Основные усилия специалистов Росреестра направлены, прежде всего, на повышение качества и эффективности оказания государственных услуг, земельного надзора совместно с муниципальными службами, осуществляющими земельный надзор. С 1 января этого года проводятся мероприятия по выстраиванию системы, которая, во-первых, будет ориентирована на клиента и, во-вторых, поможет навести порядок с качеством ресурсов. Для этого внедряются единые учетно-регистрационные процедуры, развивается система оказания электронных услуг, проводятся мероприятия по повышению качества кадастровых работ, а также уровня информированности граждан и заинтересованных лиц о государственных услугах и функциях ведомства. Не менее важным является реализация мероприятий по созданию благоприятных условий для развития рынка недвижимости.

 

Куда можно обратиться для получения услуг Росреестра?
— Основными способами являются подача документов через офисы МФЦ и в электронном виде через портал Росреестра. В Переславле МФЦ находится в шаговой доступности и позволяет совершать регистрационные действия на всей территории области, а подача запросов и заявлений в электронном виде позволяет получать государственные услуги, не выходя из дома или офиса.

Это удобно, просто, понятно и оперативно.

Услуги у нас сложные, но для этого и разработаны четкие внятные правила их оказания для любого заявителя, чтобы у него не было необходимости бегать по инстанциям. Ведь как для заявителя, так и для нас очень важно качество и сроки оказания госуслуг. Сегодня мы ушли от работы с заявителями, но в нашем территориальном отделе также оказывается бесплатная консультационная помощь в рамках нашей компетенции в часы личного приема и по телефону.

 

— Как складывается ваше взаимодействие с многофункциональными центрами?

— Все услуги Росреестра являются обязательными для предоставления в МФЦ. В МФЦ принимают документы на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), на одновременный государственный кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество (КУ+РП), а также на предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (ГКН), в режиме одного окна, а затем передают нам в территориальный отдел. Для заявителей это очень удобно. Если, например, нужно оформить участок, гражданин приходит в МФЦ один раз, запрашивать справки из других органов власти ему не требуется. Преимущества подачи документов через МФЦ очевиден. Во-первых, МФЦ имеет расширенную сеть на территории всей РФ, во-вторых, время работы у них очень удобное — шесть рабочих дней из семи в неделю.

 

— Услуги МФЦ предоставляются бесплатно или платно?

Услуги предоставляются бесплатно. Кроме того, определен закрытый перечень услуг, которые могут оказываться в помещениях МФЦ. Никаких взиманий средств сверх установленной госпошлины или иной платы за услуги не может быть вообще.

 

Насколько популярна в Переславле и районе подача документов в электронном виде?

— Пока эта услуга только набирает обороты. Если кадастровый учет уже давно ведется в электронном виде, то регистрация прав в такой форме действует с 1 июня 2015 года. В основном такой формой подачи документов пользуются нотариусы, администрации муниципальных образований, юридические лица. Конечно, это удобно, занимает мало времени. Жители Переславля предпочитают лично прийти в офис, это привычка. Но со временем, я надеюсь, все граждане будут обращаться к нам в электронном виде.

К слову, в случае подачи документов для получения услуг в электронном виде размер госпошлины сокращается на 30%. Это особенно важно для юридических лиц, в частности, компаний-застройщиков, которые подают на регистрацию прав большое количество пакетов документов одновременно. Кроме того, приняты нормативные акты, сокращающие сроки регистрации. Сейчас срок регистрации по закону — семь рабочих дней. Если документы подаются через МФЦ, то срок составляет девять дней с учетом передачи документов. Но опять же если документы подаются в электронном виде, то сроки регистрации и постановки на кадастровый учет существенно сокращаются. Государственная регистрация займет не более семи рабочих дней, а выписки об объекте будут предоставляться в срок не более трех рабочих дней.
Положительными моментами нового закона также — надежность и точность содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений, ведь их хранение осуществляется в защищенной электронной базе данных, а проводимые органами Росреестра и федеральной Кадастровой палатой мероприятия по верификации и гармонизации сведений ГКН и ЕГРП помогут добиться наличия точных сведений обо всех объектах недвижимости.

 

Росреестр, в том числе, осуществляет и государственный земельный надзор по использованию и охране земель.

— Данную функцию осуществляют государственные инспектора Ярославской области по использованию и охране земель. Проводим плановые и внеплановые мероприятия по выявлению нарушений земельного законодательства, в том числе по информации, поступающей от правоохранительных органов, по заявлениям граждан и юридических лиц.

 

— И какие вопросы могут возникнуть у инспектора?

— Например, имеется ли документ на право пользования земельным участком — это могут быть документы о праве собственности либо права аренды, использование земельного участка по целевому назначению, в том числе на соответствие данным ЕГРН: площадь, конфигурация, координаты и так далее — все замеряется высокоточным оборудованием. Допустим, земельный участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, а там построен и эксплуатируется магазин, ведется предпринимательская деятельность — это уже нецелевое использование. За самовольное занятие земельного участка, нецелевое использование участка гражданам и юридическим лицам грозит серьезный штраф. Так, за шесть месяцев екущего года инспекторами отдела наложено штрафов в сумме 176 тыс. рублей, взыскано и пополнен бюджет горда и района на сумму 113 тыс. рублей. Также инспекторами проводится разъяснительная работа с жителями города и района о недопущении нарушения земельного законодательства.

 

— Сколько сотрудников сегодня работает в переславском отделе Управления Росреестра?

Переславский отдел состоит из госслужащих, работают 14 специалистов, в том числе шесть регистраторов, три инспектора по использованию и охране земель.

 

— А кто ваши специалисты по профессии?

У нас многоплановая деятельность, но, в основном сотрудники с высшим юридическим образованием. Специалисты постоянно проходят курсы повышения квалификации и сдают квалификационные экзамены. Наша служба достаточно интересная и позволяет получить опыт в большинстве отраслей права.

— Спасибо за беседу. До новых встреч.

Елена Фролова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

пять × два =