Крепче за баранку держись, шофер

В заголовке статьи — строка из популярной некогда «Песенки шофера». Она своего рода предупреждение о том, что дороги полны не только резких поворотов и косогоров, но и ухабов. Прошло почти пять десятков лет с момента ее написания, а тема, поднятая в ней, по-прежнему актуальна, при том, что в дороги вкладываются миллиарды рублей. Только за последние несколько лет на эти цели в Ярославской области было выделено порядка пяти миллиардов, однако даже в областном центре дороги — яма на яме, о том же, каковы они в других муниципальных образованиях, говорить излишне. В свое время, во времена почтовых трактов, действовал особый режим их эксплуатации: их обязаны были поддерживать в хорошем состоянии, чтобы можно было передвигаться в любое время года. Соблюдался ли он тогда, сказать трудно, но что касается современных дорог, то тут, как говорится, и к гадалке ходить не надо.

Факты — вещь упрямая

В последние годы дороги Переславского района, а это более 500 км, находятся в очень плохом состоянии. Практически все они построены в последние годы советской власти и капитально ни разу не ремонтировались. Например, на дороге Нагорье-Берендеево за почти четверть века ее существования проводился лишь ямочный ремонт.

Причин плохого состояния дорог в основном две — срок эксплуатации и крупногабаритный транспорт. На весенний период проезд по ним закрывается, но это не преграда для водителей большегрузов, которые эти знаки игнорируют. Дорожники за это наказать не могут, только ГИБДД, но и эта служба не в состоянии отследить все нарушения. Например, по трассе Владимир-Переславль во время закрытия дороги в сутки проезжает порядка 10-25 машин, а уж каков поток после снятия запрета, говорить излишнее.

Сравнительно недавно на территории Российской Федерации была запущена система автоматического взимания платы с владельцев грузовых машин массой свыше 12 тонн в качестве компенсации за наносимый ими ущерб дорожному покрытию. Система «Платон», получившая название от сокращения «плата за тонну», вызывает много нареканий. Для федеральных трасс она, наверное, — благо, для федерального бюджета тоже, так как позволяет экономить значительные средства. А что будут иметь и уже имеют дороги регионального и муниципального значения? Судя по тому, что наблюдается сейчас, — по-прежнему разбитые дороги. И дело не только в нехватке средств на ремонт, а в том, что их разбивают многотонные фуры, те самые, водители которых, стараясь уйти от грабительской, по их мнению, платы, сворачивают на второстепенные дороги, которые не предназначены для автомобилей такого веса. То есть водители, экономя средства на плате за проезд по федеральной трассе, разбивают местные. Получается, что «Платон» только во благо центра. За пять лет эксплуатации этой системы (на такой срок действия рассчитана система)

федеральные трассы будут приведены в порядок, а дороги местного значения? Они будут разбиты до такого состояния, что придется строить новые. Например, дорога на Нагорье рассчитана только на 5-тонный транспорт, однако на ней можно видеть машины, вес которых намного больше. Лыченское направление облюбовали водители лесовозов, причем в основном в ночное время, чтобы избежать, видимо, «лишних глаз». Кстати, вывоз леса создает еще одну проблему. При выезде на основную дорогу основательно разбивается так называемое место примыкания к ней. По сути, предприятие, вывозящее лес, должно приводить его в порядок, однако это не делается, в результате, например, во время чистки снега, дорожники ломают технику из-за надолб, оставленных лесовозами. И таких подводных камней на дорогах района немало. Возможно, будет еще больше с возвратом весового контроля на дорогах. Чтобы избежать их, водители большегрузного транспорта также станут пользоваться объездными путями. У горожан, проживающих вдоль центральной трасы и на улице Менделеева, еще не изгладился из памяти шум большегрузов, проезжающих по ночам через город, объезжая таким образом весовой контроль, установленный в районе кафе «Колибри».

 

Где деньги на ремонт дорог?

Этот вопрос очень даже интересует дорожников. Дело в том, что зачастую им приходится работать в долг. Доходит до абсурда. Заказчики требуют качества исполнения работ, а как только дело доходит до финансирования — разводят руками и начинают кормить «завтраками». Например, ГУП «Автодор» в прошлом году выполнило весь объем ремонтных работ на сельских дорогах, при этом более половины практически в долг.

Нехватка денег сказывается и на приведении в порядок дорог местного значения, то есть между деревнями, особенно в зимнее время. Во время рассмотрения вопроса очистки дорог от снега, которое состоялось в районной администрации в начале нынешнего года, представитель правительства области предложил заключить договоры с кем-нибудь из частников, имеющих трактор. А как это сделать, если он — простой механизатор и как частное лицо не имеет права участвовать в конкурсах на подряд. К тому же, чтобы работать по найму, по законодательству он должен иметь квалификационный разряд, получить который можно лишь после обучения в учебном центре, заплатив порядка 40 тысяч рублей. Какой частник в состоянии заплатить такую сумму? Но даже если у него появится право убирать дороги, то сколько он за эту работу получит? В лучшем случае хватит на солярку. Не зная всего этого, советовать привлекать частника, — абсурд. Людей же, которые бы согласились бесплатно чистить дороги, нет, особенно сейчас. Но даже если и найдется такой, то, выехав на очистку без документа, подтверждающего разряд для исполнения данных работ, его могут наказать довольно приличным штрафом.

Но проблемы с дорогами не только в районе. В Переславле их тоже более чем достаточно. Практически все они также построены во времена оные, однако суммы, выделяемые на их восстановление, довольно скромные. По мнению дорожников, немалую роль играют и климатические особенности, в частности, перепад температур в зимнее время. Пример тому — улица Свободы: не успели положить асфальт, как он начал сыпаться. При этом, как заверяет Владимир Пеганов, руководитель ГУП «Автодор», предприятие которого занималось ее ремонтом, лабораторное заключение, сделанное в момент сдачи, было положительным. Дело в том, что пористое щебеночно-асфальтобетонное покрытие для наших климатических условий не совсем подходит. Однако дорожники соблазнились тем, что предел его прочности и износоустойчивость выше, чем у других, но, как оказалось, этого недостаточно. Прошедшая зима была довольно капризной, и дороги, как в районе, так и в городе, пострадали. Ситуацию усугубляет и обильная обработка их песчано-соляной смесью. В советские времена дороги сохранялись в снежном накате, то есть асфальтовое покрытие находилось как бы в шубе, и погодные условия на него так резко не воздействовали. На сегодня требования — очищать дороги до асфальта, посыпая их при этом песчано-соляной смесью. Для регионов с умеренным климатом это применимо, но не для нашего, где сегодня – оттепель и все потекло, а завтра – мороз и дорога покрылась коркой льда, чтобы его растопить, приходится сыпать смесь, в результате покрытие не выдерживает.

 

Ох, и трудная эта работа…

Содержание дорог — дело, в общем-то, не столько трудное, сколько затратное, особенно зимой. Снег может быть раз в неделю, а может валить и несколько дней подряд, следовательно, затраты на расчистку дорог увеличиваются. Ну а средств, как показывает практика, на содержание муниципальных дорог по сравнению с федеральными трассами выделается очень мало. Примерно 10 часть от того, что выделяется на федеральные. Именно поэтому в нынешнем году в Переславле и районе проводится в основном только ямочный ремонт.

Судя по состоянию наших дорог, этого недостаточно, к тому же и для дорожников не совсем хорошо — сокращается объем работ. А нет работы, нет и денег, которые, кстати, нужны не только на зарплаты, но и на приобретение техники, на привлечение специалистов и так далее. Любое предприятие, прежде чем выйти на аукцион, просчитывает свои возможности, чтобы не понести убытки. В последнее время с дорожниками заключаются двухгодичные контракты с переходящим финансированием. С одной стороны, это хорошо, так как есть уверенность, что предприятия будут обеспечены работой, а с другой — заставляют задуматься. Предлагается, например, выполнить работы в июне нынешнего года, а деньги получить в конце следующего. При этом налоговая служба требует деньги сейчас, а с чего платить? Многие предприятия именно по этой причине попали на закрытие счетов. По факту денег нет, а по отчетности — работы выполнены на такую-то сумму, будь добр, плати налоги.

Между тем дороги местного значения являются важнейшим элементом социальной и производственной инфраструктуры города и района. Следовательно, от их состояния в немалой степени зависит социальное и экономическое развитие Переславского края.

Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четыре × 2 =