Оставят с взНосом

Все красиво на словах

В конце декабря в Переславль прибыла рабочая группа из Ярославля для проведения совещания по созданию регионального единого расчетного центра. Создание областного ЕИРЦ предусмотрено указом врио губернатора Ярославской области №564 от 9 ноября 2016 года. На сегодня известно, что организационно-правовая форма нового учреждения будет АО. Курирует данное направление советник председателя регионального правительства Павел Юхвидин, небезызвестный в определенных кругах представитель ООО «Дельта-Клининг». Информацией об этой компании и о нем лично пестрит интернет. Данная компания замешана в исчезновении солидной суммы в одном из столичных ТСЖ (см. статью в газете «Известия» «На обслуживании депутатского дома исчезли 100 млн. рублей»).

Это было уже второе совещание, на котором представители областного руководства настоятельно рекомендовали директорам управляющих компаний и поставщиков коммунальных ресурсов заключить договоры на обслуживание с недавно созданной региональной компанией — АО «ЯРОблЕИРЦ». По словам членов рабочей группы, в результате коммунальные начисления станут прозрачными, будет сведен к минимуму риск увода денег не по назначению, что в свою очередь позволит своевременно рассчитываться с поставщиками ресурсов, а в перспективе — полное погашение задолженности тому же Газпрому, долг области которому достиг 5,5 млрд. рублей. Такой метод работы уже давно успешно практикуется в Московской области, отметил Павел Юхвидин.

 

А меж тем…

Мнения жителей Московской области об упомянутой им организации, ООО «МосОблЕИРЦ», мягко говоря — негативные. Владельцами ЕИРЦ являются частные структуры, поэтому ни о каком участии государства и речь не идет. Ярославское областное ЕИРЦ, как показала выписка из ЕГРЮЛ, тоже частная структура, значит, рабочая группа зачем-то вводит в заблуждение наши городские УК, говоря, что центр организован с участием правительства области. Причем, судя по тем же отзывам в социальных сетях, тактика ведения бизнеса МосОблЕИРЦ такова, что УК едва сводят концы с концами или работают в убыток, крупнейшие управляющие компании Московской области — на грани банкротства. От «благодарных» жителей на МосОблЕирц поступает множество жалоб в самые различные инстанции Москвы и области. Самые упорные дошли до Федеральной антимонопольной службы РФ, которая уличила Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области в ограничении конкуренции, выразившееся в обеспечении ООО «МосОблЕИРЦ» более выгодных условий осуществления хозяйственной деятельности.

 

Под нажимом

В указе № 564 от 09.11.2016 г. врио губернатора Дмитрий Миронов рекомендует органам местной власти принять участие в формировании единой информационно-расчетной системы и передать функции начисления, расчета и взимания платы за коммунальные услуги от муниципальных предприятий в региональный единый центр. Однако исполнительная власть тут же взяла «под козырек» и ринулась исполнять рекомендации.

Заключение договоров дело, в принципе, добровольное, но, согласно «дорожной карте», правительство области не оставляет управляющим компаниям выбора, так как муниципальные расчетные центры планируется ликвидировать. А частным недвусмысленно намекают на скорое закрытие. При этом областное правительство ставило перед муниципальными властями жесткие сроки. Так, в Переславле планировалось заключить договоры между управляющими компаниями и ЯрОблЕИРЦ уже с января 2017 года. Позже сроки были передвинуты на месяц. При этом пока только один поставщик — «ТНС энерго Ярославль» заключил такой договор с новой структурой. Остальные ждут — вдруг проблема сама рассосется. Но у них, возможно, свой интерес. Директора управляющих компаний Переславля относятся к нововведению настороженно. Они написали письмо в правительство области, в котором обосновали свои сомнения в целесообразности создания новой структуры, утверждая, что ныне действующий ЕИРЦ обеспечивает расщепление и своевременное перечисление в сроки, установленные действующим законодательством. Денежные средства, поступающие от населения, направляются напрямую поставщикам услуг в полном объеме. А если деньги не доходят до конечного поставщика, то для этого существуют соответствующие службы — их дело найти, куда утекают миллионы собранных потребителями рублей. Тем более что все операции по сбору и расщеплению платежей происходят внутри муниципального ЕИРЦ, а частный ГЕРЦ выставляет квитанции жителям всего лишь одной УК и то только по строке «содержание и ремонт». А поставщики ресурсов выставляют свои счета жителям, проживающим в жилфонде данной УК. Именно такой механизм обеспечивает максимальную прозрачность, каждый поставщик получает свои деньги, минуя каких-либо посредников.

 

Дана команда «ФАС»

Но, видимо, не случайно на заседании рабочей группы в Переславле присутствовала Елена Скоробогатова — руководитель областной государственной жилищной инспекции, в распоряжении которой такой весомый инструмент давления, как проверка деятельности УК. Кстати, стоит упомянуть, что ранее она занимала должность в такой же структуре в Московской области. И вот уже как из рога изобилия на жилфонд городских УК посыпались проверки. Как долго смогут они устоять под градом проверок — неизвестно, но то, что это является прямым давлением на малый бизнес, не вызывает сомнения, и данный факт уже заинтересовал членов Совета Федерации и некоторых депутатов Государственной Думы. К давлению на городские УК подключили и областные СМИ. Репортаж ВГТРК «Россия» о работе двух крупнейших городских УК буквально поверг в шок аудиторию. Никто не ожидал от серьезного канала такого низкокачественного материала, порочащего уважаемые и проверенные временем организации. Репортаж, склеенный из видеосюжетов, сопровождается тревожной закадровой речью. Такие технологии сейчас активно используются на Украине. Явно прослеживается цель — создать негативное впечатление о компаниях. Репортаж поверхностный и не выдерживает никакой критики, так как вопросы, поднятые журналистами, намного глубже. Фигуранты репортажа намерены отстаивать свои честь и достоинства в суде.

 

Убрать неугодных

Присутствовавший на втором совещании исполняющий обязанности мэра Владимир Волков сказал, что город войдет в АО «ЯРОблЕИРЦ» — с управляющими компаниями или без них. Намек достаточно прозрачный. Кстати, в анонсе материала об этом совещании на интернет-ресурсе «ПроПереславль» прямо говорится, что «частным управляющим компаниям придется самоликвидироваться». Что это? Оговорка, или действительно, цель новой структуры — ликвидировать все работающие в городе управляющие компании? Тогда следующим шагом следует ожидать создание новых организаций по управлению многоквартирными домами, и неизвестно кто придет им на смену. Мало того, квалифицированные специалисты останутся без работы. Отличное начало — выгнать с работы сотни человек. Или все-таки речь шла о самоликвидации частных расчетных центров? Судя по высказыванию и.о. градоначальника, деятельность муниципального ЕИРЦ будет прекращена, а сотрудники во главе с руководителем вольются в вышеназванное АО. То есть производить расчеты и принимать платежи будут те же люди, только появится еще один посредник, не являющийся исполнителем услуг, которого нужно содержать: оплачивать помещение, коммунальные расходы, зарплату, налоги, прибыль и прочее. Сколько бы ни говорили чиновники, что это отразится только на каких-то «нерадивых УК», понятно, что платить, как всегда придется потребителям.

 

Грабеж?!

Нельзя забывать и о том, что цель любой коммерческой организации (а то, что АО «ЯРОБЛЕИРЦ» — организация коммерческая ни у кого не вызывает сомнения) — это получение прибыли, и иного источника, кроме платежей населения, у этой организации не предполагается. При этом получать прибыль она будет фактически из воздуха, так как будет только собирать деньги, а оказывать услуги и отвечать за них будут по-прежнему УК, местный РКЦ и другие коммунальщики. И дополнительные услуги этим расчетным центром будут оказываться по коммерческим расценкам, которые иначе как грабительскими не назовешь. По словам директоров управляющих компаний, процент за обслуживание будет взиматься с платежей населения и даже с тех сумм, которые стоят отдельной строкой в платежке, например, на установку общедомового счетчика или ремонт крыши. Директора УК уверены, что при таком раскладе денег на содержание домов у них не будет совсем. Нынешний тариф рассчитывался Департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов с учетом того, что комиссию будет оплачивать непосредственно плательщик в соответствии с требованием Ярославской УФАС, которая запретила компаниям взимать так называемую внутреннюю комиссию. Новым договором данное требование игнорируется.

 

Где гарантии?

Финансовые аналитики предупреждают, что нельзя складывать все яйца в одну корзину, имея в виду, что нельзя все денежные средства вкладывать в одно предприятие или хранить в одной валюте, так как могут возникнуть различные форс-мажорные ситуации. Кроме того, согласно  ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» любой расчетный центр должен открыть специальный расчетный. Новая структура таким расчетным счетом не обзавелась, что следует из предложенного УК договора.

То есть все многомиллиардные платежи за коммунальные услуги будут концентрироваться в одних руках, в частной, заметим, компании, на простом расчетном счете, средства с которого можно направлять куда угодно без последствий для компании. Даже если генеральный директор — кристальной честности человек, в случае финансовых затруднений в ЯрОблЕИРЦ, что, в принципе возможно, обанкротится весь коммунальный комплекс области. Не говоря уже о том, что несть числа примеров, когда хозяин фирмы в один прекрасный день закрывал лавочку и убывал в неизвестном направлении со всеми деньгами. Уставный капитал организации в размере одного миллиона рублей несопоставим с размерами платежей населения, собранных со всей области. Страховых гарантий новый центр не дает.

Есть еще один нюанс. Банковское обслуживание предполагается осуществлять исключительно через ПромСвязьБанк, в первой версии договора был только Сбербанк. Что это за маневр? И как такой маленький банк может стать альтернативой Сбербанку? Но в любом случае граждане лишаются возможности выбирать финансовую организацию для оплаты. Между тем у разных поставщиков услуг уже выстроены привычные взаимоотношения с другими банками и платежными системами, И если молодежь и люди среднего возраста пользуются он-лайн сервисами, то представители старшего поколения предпочитают платить за услуги ЖКХ в Сбербанке и на почте, которая берет меньший процент за перечисление средств.

 

Шаг назад

Из всего вышесказанного вытекает, что организация областного ЕИРЦ — это шаг назад в решении проблемы неплатежей в коммунальной сфере, которую власти региона и муниципальных образований решают уже не один год. Но до сих пор шли другим путем, который предполагал исключение посредников из расчетов за коммунальные услуги. Речь идет о так называемых прямых платежах, когда житель платит сразу поставщикам услуг: УК — за содержание и ремонт жилья, Водоканалу — за водоснабжение и водоотведение, котельной — за тепло и горячую воду и т.д.

Кроме того, в предложенных договорах не указано, какой срок отводится на перечисление денег непосредственным исполнителям коммунальных услуг. В случае если временной разрыв будет существенным, обслуживающие организации не смогут вовремя выплачивать зарплату сотрудникам, содержать диспетчерские службы, ликвидировать аварийные ситуации.

И последнее, рекомендация власти, а по сути, принуждение заключать договор с одной единственной организацией, нарушает несколько статей жилищного законодательства, а также ряд статей 135 ФЗ «О защите конкуренции». Поэтому обращение в федеральную антимонопольную службу — дело времени.

 

Вне закона?

Точка в этом деле еще не поставлена, хотя времени осталось мало. Исполнители коммунальных услуг, скорее всего, будут вынуждены следовать рекомендациям областной и местной власти, иначе им прямым текстом обещают создать трудности в работе.

Граждане же в этой схеме совершенно не учитываются. Население не будут спрашивать, куда отправить их деньги, а такая практика, по мнению судебных инстанций некоторых регионов, незаконна. Выходит, и сам указ № 564, возможно, противоречит антимонопольному законодательству? В любом случае, грядущие изменения навевают тревожные настроения.

 

Мнение депутатов

Вопрос о создании единого регионального расчетно-кассового центра рассмотрели депутаты Переславль-Залесской городской Думы на совместном заседании четырех комиссий — по бюджету, экономике, ЖКХ и законодательству. Главная причина создания областного РКЦ — огромные долги за газ Газпрому, которые не удается не только уменьшить, но хотя бы приостановить их рост. Однако переславские депутаты против такой инициативы. Аргументы привел Александр Дыма. Он сказал, что неприемлемо соглашаться на увод денежных потоков в организацию с коммерческим статусом (АО). Где гарантии, что в новом РКЦ будут правильно расщеплять полученные от населения денежные средства? Понятно, что наш городской расчетный центр не идеален, но все-таки он подконтролен городу. А так деньги уйдут вообще в неизвестном направлении.

Вспомнили о Ярославской генерирующей компании. Как раз на прошлой неделе там было введено внешнее управление, то есть фактически ЯГК — банкрот. Еще один пример — Фонд капремонта, собравший огромные деньги, но работающий крайне неэффективно или, скорее, эффективно, но совсем не в интересах жителей, оплачивающих взносы. Как известно, собрано уже больше двух миллиардов рублей! Где они крутятся и в чьих интересах? Ответа нет. Владимир Шестернев высказал мнение, что региональные власти вряд ли будут прислушиваться к мнению переславцев, а потому предложил обратиться с письмом к федеральному инспектору, курирующему вопросы ЖКХ. Кроме того, депутаты решили поддержать директоров городских управляющих компаний, обратившихся в Думу с письмом, в котором изложены возникающие при создании регионального РКЦ проблемы.

Елена Фролова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

7 + три =