В поисках истины

Более ста пятидесяти лет назад наш земляк поэт Некрасов задал риторический вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?», и сам же на него ответил, нет таковых в нашем славном Отечестве. С той поры в этом плане мало что изменилось. А хуже всего приходится одиноким престарелым и больным гражданам. И дело не только в маленьких пенсиях. Больше всего им не хватает понимания, внимания и сострадания. Во всяком случае, героев нашей истории материальные проблемы волнуют меньше всего.

Но все по порядку. В городе Переславле на улице Полевой проживает супружеская чета Тарановых, которой на двоих — более 180 лет. Михаил Порфирьевич — инвалид Великой Отечественной войны, инженер-дорожник, именем которого названы мосты, построенные в 60-х годах в Киргизии, а в 2003 году награжден знаком «За заслуги» перед городом Переславлем-Залесским. Надежда Нестеровна еще в далеком 1957 году была отмечена знаком «Отличник здравоохранения», всю свою жизнь посвятила медицине. Так что биография супругов сама по себе достойна описания в рубрике «Жизнь замечательных людей Переславля-Залесского», если бы таковая существовала. Однако они стали героями нашей публикации совсем по другому, достаточно грустному поводу.

В 2014 году у супругов скончался сын Сергей, который до этого вел все финансовые и хозяйственные дела, в том числе оплачивал счета за коммунальные услуги. Оставшись одни, пенсионеры оказались совершенно беспомощными перед житейскими проблемами. Надежда Нестеровна последние 15-20 лет страдает заболеваниями суставов и позвоночника, несколько лет не выходит из дома, потому что проживают супруги на четвертом этаже, а лифта в доме нет.

Еще до смерти сына — он умер после продолжительной тяжелой болезни, к Тарановым прикрепили социального работника, который помогал им в рамках своих должностных обязанностей: оплачивал счета, покупал продукты и делал еще кое-что по мелочи, в том числе списывал показания приборов учета на воду, а Надежда Нестеровна сама передавал их в ТСЖ.

Время от времени пенсионеров навещает родной брат Надежды Нестеровны Илья Нестерович Куренков, проживающий постоянно в Московской области. Они с женой помогали родным, чем могли: убирали квартиру, готовили еду, стирали и решали все бытовые вопросы.

Приезжая в Переславль, Илья Нестерович не касался коммунальных платежей, уверенный, что с этим прекрасно справляется соцработник. Но в феврале ему на глаза попалась квитанция, в которой он обнаружил, что, оказывается, два пенсионера используют порядка 20-25 кубов холодной воды в месяц! Стал разбираться. Сравнив показания счетчика, которые передавала сестра с теми, что стояли в платежках, схватился за голову. Разница составила более 200 кубов. На нервной почве у Ильи Нестеровича даже развился гипертонический криз, снять который удалось только усилиями врача скорой помощи.

Проанализировав данные приборов учета, которые передавала Надежда Нестеровна, подтвержденные платежными документами, и данные, указанные в квитанциях за последние три года, Илья Нестерович выяснил, что ТСЖ выставляет показания, что называется, с потолка. Причем на протяжении как минимум трех лет. То несколько месяцев им выставляется по 0,2 куба в месяц, а потом вдруг 20-25.

Илья Нестерович обратился к председателю ТСЖ «Кибернетик», который взял на себя сбор показаний от жильцов и передачу их в Единый расчетный центр, чтобы тот разъяснил логику его действий. Кстати, заподозрить корысть со стороны председателя товарищества не было оснований, потому что показания приборов учета не превышали, а преуменьшали реальные цифры. Но разговора не получилось…

Тогда Илья Нестерович обратился к директору ЕИРЦ О.А.Пестриковой, которая распорядилась сделать распечатку лицевого счета за последние три года. Ее абсолютно не смутило, что они абсолютно не совпадают с теми, что передавала Надежда Нестеровна и с тем, что было указано в чеках Сбербанка, подтверждающих оплату, а также то, что суммарное годовое потребление холодной воды по распечаткам и по квитанциям не совпадает. Объяснять такое расхождение сотрудники ЕИРЦ не смогли, поскольку, по их словам, в их функцию не входит анализ полученных показаний. Главное, чтобы сумма платежа соответствовала выставленным счетам. Причины, по которым председатель ТСЖ не передавал сведения жильцов, их, как оказалось, тоже не волнуют. Работники вбивают данные, которые им сообщают жители или уполномоченное лицо, а если данные к назначенному сроку не поступили, то программа тупо рассчитывает среднемесячное потребление за последние полгода, при этом показания счетчика в платежном документе не меняются и при расчетах не учитываются. Как нормальному человеку разобраться в таком бардаке? Илья Нестерович так и не понял, как вообще в городе происходит учет потребленной воды и контролируется оплата.

Есть вопросы и к социальному работнику. Почему она, оплачивая счета, не обратила внимания на запредельные объемы потребления воды у двух немощных стариков? На вопрос, что бы она сделала, если бы ей лично пришла квитанция, в которой стоял объем 30 кубов воды, она, не задумываясь, ответила, что пошла бы разбираться. Тогда почему не сделала то же самое в отношении своих подопечных? Понятно, что, наверное, своих проблем хватает, чтобы вникать в чужие дела, да и зарплата крошечная. Но соцработники, обслуживающие таких вот стариков, лучше других должны понимать, что они — единственная ниточка, связывающая больных пенсионеров с миром молодых и здоровых. Кто как не они должны стоять на страже их интересов? Но это — дело совести людей, которые взялись опекать престарелых граждан, но подходят к этому делу формально, в рамках служебных инструкций, как, впрочем, и все, кто оказался вовлеченным в эту некрасивую историю.

Илья Нестерович обратился с неудобными вопросами в администрацию города. Договорились, что 5 февраля сотрудники МКЦ «Центра развития города» снимут контрольные показания прибора учета в присутствии председателя ТСЖ и попросят его прокомментировать расхождение в показаниях, как посредника в их передаче. На деле все оказалось совсем не так, как предполагал Илья Нестерович. Сотрудники муниципального предприятия молча зафиксировали показания прибора учета и удалились, даже не зайдя к пенсионерам, не посмотрев платежные документы и квитанции, не поговорив с председателем ТСЖ. Телефон директора Центра развития города В.Кругловой, с которой всего два часа назад Илья Нестерович договаривался, что сотрудники придут и во всем разберутся, не отвечал. Остроумный выход из положения придумал председатель ТСЖ — установить новый счетчик на воду и нивелировать тем самым все разногласия. Но, во-первых, срок действия счетчика не истек, а во-вторых, в предложении, по мнению Ильи Нестеровича, кроется какая-то двусмысленность.

— И такое сверхнеуважение происходило на глазах у Надежды Нестеровны, которая всю жизнь посвятила здоровью людей и уже будучи на пенсии, свой богатый профессиональный опыт передавала молодым коллегам, — недоумевает Илья Нестерович.

Его сестра все время плачет и сетует: «Дело же не в деньгах, неважно, задолжники мы или наоборот, нас обманули, но как-то это все не по-людски происходит. После того, как мы заявили об этом, а прошло уже почти пять месяцев, никто не соизволил прийти и посмотреть платежные документы, может, как-то проконсультировать социального работника, прояснить вопросы — нет, никому ничего не нужно. И получается, будто мы какие-то сутяжники или кому-то нужно выставить нас скандалистами».

Недавно женщина позвонила в ЕИРЦ, а ей ответили, «как вы нам надоели». Не будем заострять внимание, действительно ли именно такие слова услышала пожилая женщина, но смысл их, видимо, был таким.

По результатам проведенной проверки, на 12 февраля задолженности по оплате воды у Тарановых не было, о чем их уведомили письмом от 17 марта 2016 года №129/16. Можно было бы считать вопрос закрытым, если бы письмо было более пространным, а не содержало только кубы-рубли. Пенсионерам хотелось до конца прояснить, как получилось, что данные передавались некорректные, и они обратились за помощью в Совет ветеранов. А в результате оказались… должниками. Об этом узнали из второго письма из администрации, от 30 марта №158/16.

В последнем письме ничего не было сказано о нарушениях со стороны ТСЖ «Кибернетик», зато говорится, что они должны 16 тысяч рублей — четыре тысячи за воду и восемь — за водоотведение. И это несмотря на заверения председателя ТСЖ, что все счета Тарановы оплачивают своевременно и в полном объеме. По иронии судьбы, это письмо пришло к ним аккурат ко Дню Победы, как привет к празднику ветеранам ВОВ от администрации.

Как уже было сказано выше, вопрос задолженности Тарановых волновал меньше всего, если должны — заплатят. Возмутило другое. Какому письму верить, если и в первом случае, и во втором — расчеты датированы одним и тем же числом и подписаны одним человеком — директором ЕИРЦ? Воистину, правая рука не знает, что делает левая! Поэтому супруги Тарановы направили письмо мэру Денису Кошурникову с просьбой разобраться.

Тем временем, чтобы расставить все точки над i, Илья Нестерович встретился с начальником Управления экономики Анной Аникиной, которая в присутствии сотрудников ЕИРЦ проверила расчеты и подтвердила, что задолженность имеется, правда, не та, что была указана в последнем письме. Почему ее раньше не выявили? Потому что в расчет брались последние три года, а потом за точку отсчета была взята более ранняя дата — с момента установки счетчика в 2012 году. Все это Анна Николаевна постаралась объяснить Илье Нестеровичу, которому пришлось согласиться с долгом, но, похоже, он так и не смог довести до чиновников, что дело не в деньгах, а в самом подходе к проблеме учета коммунальных ресурсов и их оплаты, которая затрагивает все население города и приводит к недоразуменям. И его возмущает, что никто не извинился перед Тарановыми за путаницу с расчетами за коммунальные услуги, не захотел разбираться с тем, как получилось, что столько лет ТСЖ передает неправильные данные. Почему ЕИРЦ не контролирует ТСЖ, а если это не их функция, то кто должен это делать?

Грамотные читатели скажут, что жители сами виноваты. Став собственниками жилых помещений, они обязаны нести бремя за его содержание в самом широком смысле слова, и если председатель ТСЖ не вызывает доверия, надо провести общее собрание и переизбрать его. Легко сказать. Что делать, если собственниками являются маломобильные и престарелые граждане, для которых инициировать проведение собрание не по силам, а правильность и своевременность оплаты коммуналки для них — святое? И кто в ответе за то, как скажутся все эти перипетии на здоровье больных людей. Ответы на свои вопросы Илья Нестерович надеется получить от главы города с оценкой морально-этической стороны дела.

Елена Фролова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

15 + 8 =