Быть или не быть Переславлю русским Баден-Баденом

«Концепция развития центра города Переславля-Залесского» — тема встречи общественности города, которая состоялась в минувший четверг в администрации Переславля. По словам авторов — молодых проектировщиков одной из зарубежных компаний, в основе данного документа лежит их видение древнего Переславля — одного из городов туристического маршрута «Золотое кольцо России».
Упор на центр города сделан не случайно. Как пояснил, представляя концепцию, Михаил Степура, он — отправная точка развития всего города. К тому же здесь сосредоточен основной историко-архитектурный и храмовый потенциал, который может стать кладезем для дальнейшего развития туризма. Природные памятники — еще один потенциал города, в частности, озеро и река Трубеж. Исходя из этого, сформировано несколько сценариев развития города, реализация которых сделает проживание более комфортным, а развитие — более динамичным. Способствовать этому будет дальнейшее развитие туризма, прежде всего, познавательного и паломнического, активного отдыха и, соответственно, малого предпринимательства, промышленности, в том числе за счет переноса предприятий из Москвы, а также производство местной продукции, возможно создание «переславского Баден-Бадена» и так далее.
В рамках проекта определены четыре зоны: исторический центр и прилегающие к нему валы, деловой центр, река и набережная озера. Но, чтобы эти территории стали привлекательными для туристов и комфортными для проживания, они должны стать более благоустроенными. И тут немалую роль играет автомобильная и пешеходная инфраструктура — она также должна получить соответствующее развитие. Одним из этапов этого развития разработчики видят в переносе автостанции на Народную площадь. Сообщение об этом вызвало в зале гул неодобрения, но к этому мы вернемся чуть позже.
По словам Михаила Степуры, перенос автостанции позволит туристам практически сразу попадать в центр города и выбирать туристический маршрут. И второй плюс: площадь, которая сейчас не несет никакой функциональной нагрузки, будет наполнена жизнью. Должны получить развитие пешеходные мосты через Трубеж и дорожки внутри квартала, которые соединяли бы центр города с озером. Берег озера — еще один объект, который должен претерпеть серьезные изменения. Кроме пляжной зоны, здесь предполагаются объекты коммерческого назначения с парковками, туалетами, смотровыми площадками. Недостроенную гостиницу и прилегающую к ней территорию превратить в спортивную зону. По мнению авторов проекта, необходимо в устье, рядом с церковью, сделать мостовой переход с одного берега реки на другой. На вопрос, уместно ли это на фоне храма, присутствовавшие услышали: «А почему бы и нет?». Этот ответ практически стал началом обсуждения концепции.
Тема пешеходных мостов в целом вполне уместна. Их через реку несколько, в том числе и недалеко от устья, однако своим видом они не очень вписываются в часть города под названием «Рыбацкая слобода». Наверное, если бы молодые люди хорошо знали историю Переславля, то подумали бы над преобразованием соединяющих берега «железных монстров».
Данная концепция — не первая попытка облагородить город, но, судя по его нынешнему состоянию, все они хранятся «под сукном» у чиновников. Причина вполне понятна — отсутствие средств на их реализацию.
Как сказано выше, довольно негативно было воспринято предложение перенести автостанцию на Народную площадь. По мнению начальника юридического отдела Е.Николаевой, какой бы автостанция ни была: деревянной или из стекла и бетона, размещение ее в центре города — нецелесообразно. Туристы с автостанцией никак не связаны, они в Переславль приезжают на личном автотранспорте или на заказном. А вот наличие автостанции на Народной площади лишь усугубит ситуацию с автомобильными пробками, так как другой дороги, которая бы позволила разгрузить центр от транзитного транспорта, нет и в ближайшем будущем не предвидится.
Свою точку зрения высказала и Е.Шадунц, член градостроительного совета. Во-первых, она считает очень странным, что проект финансирует частное лицо. Дело, вроде, благородное, но невольно вспоминается, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Во-вторых, в Переславле есть своя группа проектировщиков, которая, после тщательного анализа потенциала города и его ресурсов, разработала не одну концепцию развития Переславля, но все упирается в отсутствие денег.
— Я не вижу предмета для рассмотрения, так как предлагаемая нам концепция не нова. К тому же она — без анализа транспортной схемы, ландшафта, юридически не проработана. Например, предлагается сделать набережную реки пешеходной зоной от моста до устья, но как разработчики себе это представляют, если часть береговой зоны уже в частной собственности? Единственное, что в какой-то степени заслуживает внимание — формирование площадей, но и тут нужен анализ. Есть реальная необходимость корректировки генплана, но кто и как осуществляет эту работу, нам не говорят. Зато приглашают принять участие в обсуждении фантастического проекта, сделанного даже не на уровне дипломного проектирования.
По мнению В.Попова, представителя местного отделения Союза архитекторов, данная концепция — трафарет, который можно «наложить» на любой город — на Углич, Ростов Великий или Суздаль. Как можно предлагать автостанцию в центре города, не проведя анализа? То же касается и переноса предприятий из столицы в Переславль — хватит ли его потенциала для этого. Неплохое предложение использовать озеро, но оно мелеет. Нужны огромные средства, чтобы его сохранить хотя бы в тех границах, в которых оно находится сейчас. Аналогично и с Трубежем. Не зная этого, предлагать обустраивать береговые зоны, несерьезно.
Огрехов в концепции более чем достаточно. А все потому, как подметил первый проректор УГП С.Амелькин, что ее авторы, видимо, не посчитали нужным хотя бы бегло ознакомиться с аналогичными проектами, не учли, что Переславль — охранная зона национального парка, следовательно, на территории города имеются существенные ограничения. Предлагается перенести университет в здания полиции, а как это сделать, и откуда уверенность, что площадей, которыми располагает ГОВД, хватит для вуза? Все это говорит об отсутствии у проектировщиков исходных данных.
— Мы использовали те данные, которые нам были доступны, — попытался отстоять свое видение Михаил Степура. — Мы не ставим задачей менять Генплан, не предлагаем документ, готовый к согласованию. Мы рассказываем о своем видении города, его развития. Критику и даже негативное отношение к нашим предложениям постараемся учесть. Время, чтобы завершить начатое, у нас еще есть. Мы хотим создать продукт, который станет толчком к дальнейшему развитию города. А уж принимать его или нет — ваше право, — сказал он в завершении встречи.

Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

16 − одиннадцать =