О чем поведал Спас

«Новое о Спасо-Преображенском соборе», — такова тема встречи переславцев с научными сотрудниками музея-заповедника Еленой Шадунц и Александрой Андреевой, которая состоялась 22 января в выставочном зале на Ростовской.
С мая по сентябрь прошлого года Спасо-Преображенский собор был доступен лишь реставраторам. Практически все лето здесь велась кропотливая работа, цель которой не только сохранить один из древнейших храмов Переславля для потомков, но и приоткрыть завесу его многовековой истории. Велась она силами ведущих российских специалистов в области истории, археологии и реставрации, а также научных работников Переславского музея-заповедника, в том числе Елены Шадунц и Александры Андреевой.
Спасо-Преображенский собор — один из самых древних памятников архитектуры центральной части России, старше него только храмы в Великом Новгороде и Пскове. Благодаря его исторической ценности 31 декабря 2015 года решением Правительства РФ собор причислен к объектам культурного наследия народов России. На очереди следующий этап его признания — включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Спас — один из немногих древнерусских памятников, дата создания которого не вызывает сомнений. Согласно летописям, князь Юрий Долгорукий заложил несколько храмов, один из них — Спасо-Преображенский собор, который в 1257 году достроил Андрей Боголюбский. Сохранилось и первое печатное изображение собора, датированное началом ХIX века. На тот момент крыша была скатной, а глава покрыта железом. Это подтверждается книгой расходов 1811 года, где значится оплата плотникам за переделку главы и листового железа для ее покрытия. В таком виде глава просуществовала до середины 80-х годов ХХ столетия. В 1985-87 годах железное покрытие заменили медным, которое быстро почернело и оставалось таковым до 2002 года, до покраски его в зеленый цвет.
Собор неоднократно ремонтировался и реставрировался. Первый ремонт состоялся в 1403 году — об этом свидетельствует процарапанная на камне и штукатурке надпись в средней апсиде. О ремонте 1626 года говорят остатки закладок из большемерного кирпича.
В 1853 году на территории собора были произведены первые раскопки. Искали древний княжеский дворец и погребения переславских князей. Бытовало мнение, что к северу от собора некогда находились княжеские терема. О следах строений якобы свидетельствовали ямы и остатки фундамента близ собора. Предполагалось, что здесь некогда была еще церковь св. Екатерины. Однако раскопки ни одно из этих предположений не подтвердили. Не нашли они подтверждение и при раскопках 1939 года.
Следующая реставрация состоялась в 1891-1894 годах. В ее задачу входили отделка здания, замена обветшавших камней кладки снаружи и внутри. Она позволила сделать немало открытий, но принесла и ущерб. Были загублены остатки фресковой росписи XII века. Способ их закрепления оказался дорогим, и фрески, сколотые кусками, были уложены в ящики и отправлены на хранение в холодный подвал, где они и погибли. Картину ущерба дополнило устройство алтарной преграды и грубая масляная роспись в псевдовизантийском стиле.
Проводились исследовательские работы и в XX веке. Их было несколько, и каждая приподнимала завесу многовековой тайны собора. Последняя, которая проводилась летом 2015 года, оказалась весьма богата на открытия.
Следует отметить, что во время реставрационных работ использовались самые современные методы. Например, краска со стен смывалась водно-воздушной смесью, а остатки извести счищались специальными инструментами.
При расчистке стен на поверхности известняка обнаружены знаки мастеров, изготавливающих блоки, граффити, остатки фресок, следы разноцветной покраски — желтой, красной, коричневой, свидетельствующих, что когда-то собор был разноцветным. В ходе реставрации Александра Андреева обнаружила над козырьком двери южной части собора роспись и гравировку в виде единорога, а за ныне существующей дверью, которая датируется XVII веком, еще одну. Теперь предстоит выяснить, откуда взята ныне существующая дверь?
Сюрпризов, которые преподнес реставраторам Спас, немало. Они крылись не только на наружной и внутренней поверхностях стен храма, но и в самих стенах — в блоках из белого известняка и соединениях.
Во Владимиро-Суздальском зодчестве белый известняк был основным строительным материалом. Здания выкладывались из блоков, а пустоты между ними заполнялись обломками камней, оставшихся после обтесывания блоков, валунами и заливались известковым раствором. Швы между блоками, ширина которых не менее 2 см, заделывались плинфой — тонким обожженным кирпичом. Это свидетельствует о том, что на Руси было развито и изготовление кирпича. Правда, ко времени строительства Спаса он уступил место белому камню, поэтому использовался как вспомогательный строительный материал.
Реставрация собора не завершена, поэтому открытий будет еще много. Сейчас же предстоит решить ряд вопросов, связанных с сохранением собора. Средств, которые были заложены федеральным бюджетом на эти цели, оказалось недостаточно, поэтому пришлось исключить часть работ, в частности, по полу и фундаменту. Не потому, что они не важны, а потому, что это та часть собора, которую еще предстоит исследовать. Предлагалось сделать бетонный пол с электрическим подогревом, что для собора не приемлемо. К счастью, в Министерстве культуры это тоже поняли. Одним из ведущих российских реставраторов предложен вариант воздушного обогрева — под полами делаются канавки, по которым подается теплый воздух. Подобным образом обогревается церковь в Кидекше, его же можно использовать в нашем соборе.
Вторая часть встречи была посвящена ответам на вопросы. Присутствовавших, например, интересовало, будет ли откапываться собор — он на 90 см ушел в землю. Как пояснила Елена Шадунц, во-первых, в этом нет необходимости, во-вторых, это может лишь ухудшить состояние здания. Собор стоит внизу, и к нему стекает вода со всей прилегающей территории. Если вырыть вокруг него ров, то она будет его подтоплять. Поэтому сейчас проектировщики работают над планом отвода воды с территории.
Один из вопросов касался креста на куполе. По мнению переславцев, он смотрит не в ту сторону. Как заверила Елена Шадунц, смотрит он туда, куда надо, то есть на летний восток, как и определялось при закладке древних храмов. Храмы, которые возводились позже, ориентированы на улицы, а эти направления не всегда совпадали с древними канонами.
Подобные встречи в Выставочном зале на Ростовской будут продолжаться, следующая состоится в пятницу, 29 января в 16.00.
Тамара Воробьева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

четырнадцать − 10 =