Проверено временем

Профессиональному училищу №6 — 60! Дата не юбилейная, но весьма значимая. За эти годы здесь приобрели рабочую профессию более 16 тысяч юношей и девушек. Для многих полученные знания стали первой ступенькой их карьерного роста.

— В октябре у Вас двойной праздник: 60 лет училищу и 15 лет, как Вы руководите им, — сказала я, обращаясь к директору ПУ-6 Константину Георгиевичу Малышеву. Расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

— Что касается училища, то оно было создано в 1954 году. Обучали в то время двум профессиям: киномеханика, в которых нуждалась киносеть центральной России, и аппаратчика — для фабрики кинопленки. Существенные изменения начались с пуском химического завода. Предприятие, которое являлось градообразующим, стало базой для подготовки таких нужных профессий, как лаборант химического анализа, слесарь КИПиА, аппаратчик по изготовлению и отделке кинофотоматериалов и магнитных лент, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Тогда в стране уделялось большое внимание подготовке рабочих кадров, поэтому любое предприятие четко знало, сколько и кого им было нужно. Училищу, тесно сотрудничающему со «Славичем», оставалось только готовить эти кадры. Если кто-то из выпускников уезжал, к примеру, в Ленинград на фабрику фотобумаг или в Ярославль на шинный завод, возникали неприятности. И понятно почему. Предприятие оказывало училищу огромную помощь и было вправе рассчитывать на взаимность.

— Константин Георгиевич, а как Вы стали директором? Насколько известно, училище, как, впрочем, и все российское профессиональное образование, находилось тогда, мягко говоря, в свободном плавании…

— В конце сентября 1999 года позвонила директор областного департамента образования Татьяна Александровна Степанова и сказала, что делает мне предложение, от которого я не могу отказаться. В то время я уже 12 лет работал заместителем директора по учебно-производственной работе, так что опыт руководителя имелся. Так и началось мое директорство. Времена были нелегкие. Училище, имеющее еще совсем недавно 100-процентное государственное обеспечение, ощутимую поддержку со стороны предприятий, в одночасье было предоставлено само себе. Лишившись такой мощной опоры, мы растерялись, но надо было выживать, и мы стали искать — пробовать новые профессии…

 

— Первый блин оказался комом?

— Почти. В городе стали открываться частные мини-пекарни, и мы решили на базе существующей профессии повара готовить пекарей. Поскольку преподавателя не было, обратились на хлебозавод, но нам отказали, заявив, что конкурентов готовить не будут.

За 15 лет моей работы директором училище несколько раз меняло свой профиль. Когда в Переславле стала бурно развиваться полиграфия, приступили к выпуску печатников. Кстати, наше училище до сих пор единственное в области, которое занимается подготовкой ребят по этой профессии. Первыми в области мы начали готовить электромехаников по ремонту и обслуживанию ЭВМ. Причем направленность была не на «железки», а на принцип работы вычислительной машины. И не ошиблись. Ребята, которые освоили эту профессию, впоследствии достигли весомых успехов в области IT-технологий.

 

Сегодня основная часть профессий, которые можно получить в стенах нашего училища, относится к сфере обслуживания. Это повара, официанты, портные, наладчики аппаратно-программного обеспечения. Всего же мы работаем теперь по шести профессиям. Достаточно для нашего училища.

— А для города? Насколько известно, потребность в рабочих кадрах довольно большая. Подготовку каких профессий училище может возобновить?

— У нас сохранилась хорошая учебная база по подготовке электромонтеров. Профессия нужная, но, к сожалению, выпускники школ не спешат ее осваивать. Наверное, потому что она требует немало знаний из области физики, навыков определенных. Базу мы не только сохраняем, но обновляем, это позволяет ежегодно организовывать краткосрочные курсы по подготовке электромонтеров.

Хочу отметить, что материально-техническая база училища — на достойном уровне. В основном она оснащена оборудованием, которое используется на современных производствах. Например, в швейной мастерской практически все машины импортного производства. На должном уровне мастерская по подготовке поваров — здесь есть все необходимое, даже немецкий пароконвектомат. Полиграфическая мастерская — настоящая минитипография.

— Одним из основных партнеров ПУ-6 является Центр занятости населения. Расскажите, пожалуйста, что дает это сотрудничество непосредственно училищу?

— Очень многое. Например, в 90-х оно позволило нам выжить. Мы тогда готовили порядка полутора десятков профессий по заявкам центра. Бухгалтеров, к примеру, и, насколько известно, некоторые из них позже стали даже главными бухгалтерами. Также успешно готовили машинистов экструдера, операторов вспененного полиуретана, сейчас — специалистов по работе с программой 1С. Причем наши курсы пользуются большой популярностью. И дело не только в хорошей базе, но и в преподавателях. Например, тему по 1С ведет наш главный бухгалтер Светлана Владимировна Кублашвили, которая сама активный пользователь этой программы.

— На последнем заседании Общественной палаты, на которой Вы присутствовали, разговор шел о дефиците рабочих кадров. Насколько известно, ни Ваше училище, ни техникум, ни колледж пока не в состоянии его покрыть. По какой причине?

— Причин много. Это и демографический спад, и нежелание детей осваивать рабочие профессии, и ряд других. Но среди них есть одна, которую при желании можно устранить. Это участие работодателей в процессе подготовки кадров. К сожалению, базовых предприятий, как было в советские времена, у нас нет, и мы, как Вы выразились, находимся в свободном плавании. То есть сами ищем партнеров. К сожалению, трудно убедить современного работодателя сотрудничать с учебным заведением. Он считает, что ему это не нужно. Но это сегодня, завтра могут появиться производственные проблемы, вызванные нехваткой кадров. С этим мы неоднократно сталкиваемся. Руководство предприятий, которое отказалось вчера от работы с нами, сегодня просит специалистов, которых мы дать ему на данный момент не можем. Это очень печально. Хотя есть и положительный пример — ООО «РосЯрПак», с которым работаем не один год. Предприятие помогает не только с прохождением практики, трудоустройством, но и предоставляет необходимые для учебного процесса материалы и комплектующие, платит дополнительную стипендию тем, кто учится на печатника. Работодатель идет на издержки, но зато смело смотрит в завтрашний день. Очень хочется верить, что примеру ООО «РосЯрПак» последуют и другие предприятия города и района.

— Константин Георгиевич, в начале нашей встречи Вы сказали, что по просьбе председателя Общественной палаты готовите свои предложения по вопросам подготовки кадров, которые потом будут переданы в областной Департамент образования. Что за предложения?

— Ситуация такая, что сегодня профессиональным училищам очень сложно ввести новую профессию. Раньше достаточно было лицензии, сейчас требуется государственная аккредитация, получить которую можно только на основе выпуска. Как ее получить, если выпуска еще не было? Нам советуют делать набор на платной основе. Если речь идет о банковском служащем, тогда еще можно найти желающих учиться за деньги, но кто за плату будет учиться, к примеру, на сантехника? Это первое. Второе. Даже если мы и наберем такую группу, то 2,5 года, пока идет обучение, набирать новую по этой профессии мы не сможем, и где гарантия, что за это время не отпадет потребность в этих специалистах? Ситуация с кадрами рабочих требует мобильности, а тут такие рогатки.

—  На Общественной палате отмечалось не только нежелание выпускников школы осваивать рабочую профессию, но и позиция их родителей. Многие из них желают, чтобы их чадо получило высшее образование, а потом работало в чистоте и получало хорошую зарплату…

— Винить за это родителей, наверное, не надо. Каждый из них хочет лучшей доли для своего ребенка, только не всегда эти желания сбываются. Причина — низкий уровень подготовки специалистов с высшим образованием. Как-то в Центре занятости произошел занятный диалог. Один из выпускников экономического вуза показал диплом и сказал, что он экономист с высшим образованием, но в экономике ничего не понимает, однако менее чем за 20 тысяч работать не будет. К сожалению, подобные случаи не единичны.

В советские времена в большинстве своем специалисты получали поэтапное образование — училище, техникум, вуз, в результате знания были такие, что выпускникам вузов без малейшей опаски поручали ответственные участки работы. Сейчас же обладателя диплома о высшем образовании нужно еще учить и учить.

Училище, по сути, первая ступень на пути к получению высшего образования. Оно своего рода лакмусовая бумажка: понравилась профессия, учись дальше, нет — смени ее. Когда наши ребята приходят в колледж, то заметно отличаются от выпускников школ. И в первую очередь тем, что о специальности, которую они пожелали получить в этом учебном заведении, знают не понаслышке.

Есть у меня и собственный пример. Обратилась ко мне знакомая, дочь которой в школе училась средне, но зато любила шить и хорошо рисовала. Когда встал вопрос, куда ей дальше поступать, посоветовал наше училище. Девочка его окончила, причем на «хорошо» и «отлично», и вновь встал вопрос: что делать дальше? Мамино предложение — клеить коробочки на одном из предприятий «Славича». Я, естественно, вмешался и посоветовал направить ее в подмосковный Калининград в техникум легкой промышленности. Так она и сделала. Девочка поступила учиться на технолога, а через два месяца ее перевели на дизайнера. Сегодня она — дизайнер уже с высшим образованием.

— Есть еще примеры такой «лесенки», которую успешно преодолели ваши выпускники?

— И немало. Например, Дмитрий Петропавловский. Он получил у нас профессию оператора ЭВМ, потом окончил колледж, позже — вуз. Мой первый заместитель Надежда Оганова тоже прошла все ступеньки, начиная с нашего училища до педвуза. В свое время другой мой заместитель, Людмила Виноградова, привела к нам двух своих сыновей, сегодня они оба — успешные специалисты в области компьютеризации. Ее примеру последовала наш преподаватель истории Ирина Субботина. Ее сын после окончания училища, а затем и вуза работает системным администратором. Центра занятости населения. Несколько наших выпускников работают шеф-поварами, причем даже в столичных ресторанах, и этот список можно долго продолжать.

 

— Спасибо за встречу, Константин Георгиевич. Желаем вашему училищу и дальше так держать, а также новых учеников, новых профессий и побед на многочисленных конкурсах.

Тамара Воробьева.

Лицензия № 155796 рег. № 76242505/л 0257 от 15.07.2005 г.

Author: Тамара Воробьева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

9 − 1 =